Меню Содержимое

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Самир Хотко: проблема признания геноцида черкесского народа стала из узколокальной международной Печать
24.02.2011 г.

По мнению Самира Хотко, Кавказ - один из немногих регионов, где почти полностью был изменен этнический состав населения. Это произошло в результате событий Кавказской войны, финальная часть которой – последние четыре года – были чрезвычайно трагичными, связанными с невероятно огромными гуманитарными потерями. "Они были вызваны систематическими карательными рейдами значительных по количеству воинской силы сводных отрядов, которые применяли все виды имеющегося на тот момент оружия: картечь, артиллерийский обстрел, ракетные станки, - рассказал Хотко. - Очень часто это происходило по указанию высших военных чинов в зимнее время, поэтому черкесы оказались в этот период на грани физического уничтожения".

 
Руслан Кеш: Что такое "черкесский вопрос"? Печать
11.02.2011 г.

Руслан Кеш: Каждый должен поступать так, как будто он – единственный черкес на земле, и поэтому должен сделать все от него зависящее, все возможное. Любой народ, оказавшись разбросанным по миру, как черкесский, попав в такое положение, в котором оказался черкесский народ, будет стремиться к восстановлению своего единство и целостности территории – тысячелетней земли наших предков. В трудные времена черкесской истории наш народ не искал вождей, не ждал, что за него кто-то что-то решит. Черкесский индивидуализм и принцип Шу закъуэ говорит о том, что к проблеме народа каждый должен подойти так, как к своей личной проблеме. Каждый должен поступать так, как будто он – единственный черкес на земле, и поэтому должен сделать все от него зависящее, все возможное.

 
Почему черкесский вопрос стал особым Печать
18.01.2011 г.

Почему черкесский вопрос стал особым

Этот вопрос не встал бы, если бы российские черкесы имели права, положенные по Конституции,— считает Руслан Кешев.— Но наш народ разделен, мы не можем сохранить культуру и учиться на черкесском языке, и наши дети вынуждены изучать историю, написанную в ущерб нашему народу". Черкесские активисты подчеркивают, что есть и политические проблемы. В республиках, где проживают черкесы, они вовлечены в межнациональное противостояние: в КЧР это проблема постоянного представительства во власти карачаевского народа, в КБР, где ситуация отражена зеркально,— недовольство балкарцев распределением портфелей, в Адыгее же — конфликты черкесов и русского большинства. "Нас все время держат в состоянии ожесточенной борьбы за выживание",— говорит Руслан Кешев
 
 
Александр Охтов: Проблема в том, что сегодня недостаточно внимания уделяется черкесам в России Печать
18.01.2011 г.
Александр Охтов Уэхъутэ Александр Сорвать можно все, если ничего не делать для того, чтобы не сорвали. Адыги вовсе не против проведения Олимпиады в Сочи. Адыгам нужно участие в Олимпиаде. Адыги за то, чтобы было показано, кто жил на этой земле и какое у нее героическое прошлое. Ведь никто не заберет эту землю. Лишь психологически, морально нужно успокоить народ и сказать: да, мы помним, что вы здесь жили. И не обманывать приезжих туристов и говорить, что эта земля была греческая, русская или армянская.
 
Али Берзег: На родине не все могут говорить об этом Печать
18.01.2011 г.
Али Берзег: На родине не все могут говорить об этом Эксперт Черкесского культурного института в Нью-Джерси, российский эмигрант АЛИ БЕРЗЕГ рассказал ОЛЬГЕ АЛЛЕНОВОЙ, почему мир должен признать геноцид черкесского народа Россией в XIX веке и чем черкесам мешает Олимпиада в Сочи. Черкесы живы. Наш народ не умер, несмотря ни на что. Пока у нас есть силы, мы будем протестовать против этой Олимпиады. Черкесы обратились ко всему миру: проведите расследование, дайте нам заключение, возможно ли проводить на этой земле Олимпиаду. Я черкес, у которого нет родины. Я уехал из России в 2007 году, потому что защищать свой народ и его интересы в России было невозможно. Я уехал, чтобы продолжать это делать за границей.
 
Али Кешт. О черкесской идеологии Печать
02.12.2010 г.

Многочисленные события, происходящие на черкесской общественной арене начиная с конца 2009 года и сотрясающие ее по сей день, свидетельствуют об огромном числе проблем, стоящих перед черкесским сообществом. Вместе с тем наблюдателю за происходящим нетрудно заметить, что картине недостает чего-то важного. Размышления о событиях и ситуации в целом не оставляют сомнений в том, что речь идет о народе, имеющем собственную, особого рода национальную проблему. Тем не менее на упомянутой нами арене наблюдаются хаос, нестабильность, разногласия и неспособность поставить черкесский вопрос в той форме, в какой это надлежит сделать. Налицо множественность позиций, весьма различающихся между собой, - явный признак неполадок в верхушке черкесской общественной пирамиды. Крах 1864 года и пережитые скитания привели к тому, что черкесы стали восприниматься как общность без собственной идеологии и даже определенной  национальной идентичности. Пережитый ими упадок позволил другим народам утверждать, будто черкесской проблемы вовсе не существует, и, более того, будто понятие "народ" неприменимо к черкесам, ибо это народ без родины.

 
Генезис вместо Ренессанса Печать
29.11.2010 г.

Когда речь заходит о черкесах, обычно вспоминают трагическое прошлое нашего народа или то чего он лишен в непростом своем настоящем. Ниже речь пойдет не об этом, а о том что у нас сейчас есть, о целях, на которых предлагается сосредоточиться черкесскому национальному движению, а также о том как к ним лучше подступиться. Кто такие черкесы сегодня? Народ расселившийся примерно в полусотне стран. Общая численность черкесов почти 10млн человек, 7/8 из которых, или около 8,5млн человек, приходится на долю Турции (следует учитывать, что корректной статистики по этническому составу в Турции нет со времен падишаха). Второй по численности является российская община, уступающая турецкой в численности на порядок. Черкесы в России живут в основном в исторической Черкессии, т.е. на Западном Кавказе (с Центральным, включительно), а также в столичных городах Москва и Санкт-Петербург.

 
Заур Дзеукожев: Решался бы черкесский вопрос Россией, вряд ли бы Грузия проявила такую инициативу Печать
25.11.2010 г.

В Тбилиси 19-21 ноября состоялась очередная конференция по "черкесскому вопросу", в которой приняли участие и представители республик Северного Кавказа. Напомним, что первая такая конференция состоялась в Тбилиси в конце марта при поддержке Джеймстаунского фонда (США). Она приняла обращение к парламенту Грузии с просьбой признать геноцид черкесов в ходе Кавказской войны 19 века. Своими впечатлениями о конференции, состоявшейся в ноябре, с ИА REGNUM поделился ее участник, заместитель председателя "Черкесского конгресса" Адыгеи Заур Дзеукожев.

 
Руслан Кешев - Признание геноцида черкесов - это моральный долг Печать
24.11.2010 г.
Признание геноцида черкесов - это не самоцель. Целью Черкесского Конгресса является восстановление единства Черкесского народа на исторической Родине. Признание геноцида черкесов - это моральный долг ныне живущих перед памятью сотен тысяч погибших в той несправедливой войне, в результате которой Черкесия исчезла с карты мира. Признание геноцида черкесов позволит открыть для всего мира самую трагическую страницу истории 19 века, и будет способствовать репатриации наших соотечественников на историческую Родину.
 
К этимологии черкесских субэтнических названий "бжедуг, шапсуг" Печать
06.10.2010 г.
По какой-то причине субэтнические названия – "бжъэдыгъу" и "шапсыгъ" – считаются трудными для этимологии. Придумываются самые разные их объяснения, начиная от самых нелепых, кончая заумными. Между тем, черкесский язык – древний, суперсложный (наряду с абхазским и убыхским), но в то же время и один из самых прозрачных в мире.
 
Время сделать следующий шаг… Печать
20.09.2010 г.

Михаил Крайсветный: Время сделать следующий шаг…Длительное время изучая историю и менталитет народов Кавказа, я пришел к убеждению, что истоки различных современных этнополитических проблем на Северном Кавказе напрямую связаны с не столь далеким историческим прошлым. А решать многие серьезные проблемы следует не силовым путем, а, прежде всего, в морально-нравственном аспекте. Если объективно рассматривать действия России против черкесского народа, то они, безусловно, по всем юридическим и правовым нормам будут признаны геноцидом. Попытка признания действий царской России как геноцида уже рассматривалась в современной обновленной России, но не нашла позитивного решения. Черкесам было отказано в их просьбе. Но сейчас возникла несколько иная ситуация и появились обстоятельства для ее положительного решения.

 
Сы Адыгэ! Я - Черкес! Заявление редакции газеты "Хэкурэ Хабзэрэ" Печать
27.07.2010 г.
В результате геноцида, совершенного Российским государством, вместо единого, цельного народа, на исторической Родине остались небольшие, разрозненные этнические стровки черкесов, по берегам Терека, Баксана, Малки, Зеленчука, Лабы, Кубани, Черного моря. В советское время было принято решение объявить остатки разорванного народа четырьмя отдельными народами: адыгейцев,  кабардинцев, черкесов и шапсугов, несмотря на общее самоназвание и единый язык, сотворив для них четыре разные автономии
 
Интернациональная фамилия Печать
27.07.2010 г.
Эти трогательные слова как нельзя точно выразили то душевное состояние, которое в этот момент испытывали черкесы. Они преподнесли Михаилу Лисову в качестве подарка саблю, изготовленную в кавказских традициях, и пригласили хлевенцев в гости в Кабардино-Балкарию. Эта история началась несколько лет назад. Хлевенец по фамилии Кудаев во время командировки на Кавказ случайно познакомился со своим однофамильцем. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что его новый знакомый — коренной житель Кабардино-Балкарии. И что кроме него на территории рес­публики проживают ещё около полутора тысяч черкесов с фамилией Кудаев.
 
Долгий путь домой Печать
21.07.2010 г.
Октай со старшей дочерью Сэтэнай Это событие 12-летней давности - возвращение группы черкесов из Косово - всколыхнуло весь черкесский мир.  Это был пример исторической справедливости, и именно он положил начало процессу возвращения на землю предков.  "Теряющий Родину - теряет все ", - гласит народная мудрость, и понять ее в состоянии лишь тот, кто сам пережил это.
 
От Мамхега до "Мосфильма" Печать
20.07.2010 г.
Актер, писатель и настоящий полковник Хамед Хагундоков Актер, писатель и настоящий полковник Хамед Хагундоков сейчас живет в Майкопе. А полвека назад он работал на "Мосфильме" и снимал картины вместе с самыми известными режиссерами эпохи. – В одной из студенческих постановок я играл Ленина, – рассказывает Хамед Ахмедович. – Репетируем на сцене, я в гриме. Вдруг за спиной голос: "Эй ты, баран, разве Ленин так поворачивался?"... Я разозлился и ударил сказавшего это кулаком в лицо – разве можно «вождя» бараном обзывать?! Обидчиком оказался... декан факультета.
 
Мурат Берзегов: Единая Черкесия является конституционным правом черкесского народа Печать
18.07.2010 г.
Мурат Берзегов: Единая Черкесия является конституционным правом черкесского народа Мурат Берзегов, основатель и председатель некоммерческой организации "Черкесский конгресс" получил политическое убежище в США. Он счел, что в России жизнь его и его семьи подвергается опасности. Берзегов всегда выступал резко против объединения Краснодарского края и Республики Адыгея, считая, что это только навредит черкесскому этносу. Черкесский вопрос берет начало в столетнюю Кавказскую войну, в результате которой большая часть проживавших в царской России черкесов  была вынуждена покинуть родину и расселиться в более чем 40 странах мира. Сейчас черкесы РФ и представители черкесской диаспоры разных стран требуют признать геноцид их народа во второй половине XIX века, а также позволить черкесам вернуться. На Чрезвычайном съезде черкесского народа 23 ноября 2008 года прозвучало предложение "просить федеральный центр об объединении черкесов Кавказа в единую республику в составе России". Как заявил в интервью "Кавказскому узлу" Мурат Берзегов, в самой России пока не готовы к этому. Более того, подобная инициатива воспринимается властями отрицательно.
 
Футбол в черкесских селениях. Хьэтlокъущыкъуей къуажэ. Печать
15.07.2010 г.
Хочу рассказать о явлении, которое стоит внимания и, наверное, подражания. В Кабарде, в черкесском селении Хьэтlокъущыкъуей или как оно сейчас называется по-русски Заюково (родовое селение князей Атажукиных и небезизвестного Измаил Бея Атажукина, "Герой нашего времени") кипят страсти превосходящие по силе наверное Чемпионат мира. Уже довольно продолжительное время все село играет в футбол. Само по себе это событие не так примечательно, многие играют в футбол...
 
Море в черкесской истории Печать
14.07.2010 г.

Море в черкесской истории Фактор моря оказал решающее, наряду с горным ландшафтом, влияние на формирование черкесского этноса. Характер исторического процесса на территории Северо-Западного Кавказа невозможно осмыслить без учета культурных и цивилизационных векторов, воздействовавших на страну черкесов через черноморско-средиземноморский бассейн. По морю осуществлялись все наиболее важные культурные и политические контакты с Египтом, дольменными культурами Средиземноморья, Хеттской империей, античной Грецией,  Византией, Османской Турцией, Генуей.

 
Нашли там, где не искали... Печать
07.07.2010 г.
Нашли там, где не искали... Адыги требуют уважительного отношения к историческому прошлому Черноморского побережья, а также свободного доступа к открытой и достоверной информации об археологических раскопках, идущих в местах строительства олимпийских объектов Сочи. Раскопками тут изначально никто не хотел заниматься. Ненужное это дело, хлопотное – только время терять. Намного важнее – побыстрее строить, вовремя осваивать деньги, уложиться в график. Да и тема опасная – вдруг что-нибудь "не то" нароем, проблем потом не оберешься. Проще настойчиво убеждать всех, что в этих местах, где через четыре года пройдет Олимпиада, никто никогда не жил, а раз так, зачем же тогда копать?
 
Уличные состязания в Хатуее Печать
05.07.2010 г.
В селении Хатуей Лескенского муниципального района КБР состоялись уличные состязания – "Хьэблэ запеуэ". Их инициатором  выступила начальник отдела культуры Марита Зихова, а непосредственными организаторами – работники  сельского Дома культуры.
 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 141 - 160 из 190