Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow 21 мая 1864 г. arrow В Кабардино-Балкарии прошла конференция, посвященная Кавказской войне ХIX века

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

В Кабардино-Балкарии прошла конференция, посвященная Кавказской войне ХIX века Печать
19.05.2009 г.

21 мая в Кабардино-Балкарии отмечается 145-летие со времени окончания Кавказской войны. В преддверии этой даты, 18 мая, в Нальчике прошла конференция под названием "Значение трагической даты 21 мая для черкесского мира", в которой приняли участие руководители адыгских общественных организаций, представители науки, культуры, СМИ.

В своем выступлении кандидат исторических наук Суфьян Жемухов отметил, что к концу 19 века "только 10% черкесской нации остались на родной земле".

"Советская власть дала черкесам возможность построить национальную автономию, однако они оказались разделены между множеством административных единиц - различных по статусу, не граничащих между собой, к тому же объединив эти части с другими народами". В результате, отметил выступающий, черкесы, проживающие в России, количество которых по переписи 2002 года составляет 700 тысяч человек, оказались разделенными  в границах трех автономных образований КБР, КЧР и Республики Адыгея.

"Основная масса черкесов была вынуждена эмигрировать в результате Русско-Кавказской войны 1763-1864 годов. Османское правительство поселило иммигрантов на границах и наиболее нестабильных территориях, чтобы использовать их в проходивших тогда локальных конфликтах распадавшейся империи. Так, черкесы были поселены на Балканах", - сказал историк.

Исход черкесов с родины продолжался до конца 19 века. Так, если число черкесов в Османской империи, по оценкам историков, составило более 1,5 млн человек к началу 20 века, то к началу 21 века это число удвоилось.

Как сообщил Суфьян Жемухов со ссылкой на черкесского ученого из Германии Батрая Едыджа, черкесы в настоящее время проживают в 897 населенных пунктах Турции.

После распада Османской империи черкесы оказались разбросаны в заново сформировавшихся государствах - Турции, Сирии, Иордании и Палестине.

Вторая волна эмиграции приходится на период гражданской войны в России, когда страну покинули множество антибольшевистский настроенных лиц с семьями. Они поселялись в странах Западной Европы.

Третья волна эмиграции черкесов в западные страны, известная как "трудовая миграция", началась в 1950-х годах. Она происходила, в основном, из Турции в Германию и с Ближнего Востока в США. В результате арабо-израильской войны 1967 года более 18 000 черкесов были депортированы с Голанских высот и переселены в Сирию и Иорданию. В Израиле на сегодняшний день остались два больших черкесских населенных пункта Кфар-Каме и Рихания, сообщил Суфьян Жемухов.

Две главные национальные проблемы - необходимость объединительных процессов черкесского мира и возвращение изгнанных соотечественников на родину способствовали созданию  широкого международного движения. Сюда можно отнести, в частности, Международную Черкесскую Ассоциацию, на семи конгрессах которой ставились и обсуждались данные проблемы, отметил выступающий.

"Черкесское движение пришло к пониманию того, что решение обеих геополитических задач нации… может быть реализовано только совместно с правительством Российской Федерации; это было осознано как черкесскими регионами России, так и диаспорой", -подчеркнул Жемухов.

Далее докладчик коснулся проблем возвращения на историческую родину потомков мухаджиров.

"Большинство возвращавшихся репатриантов попали под закон о российском гражданстве 1991 года, в котором содержались три условия, значительно усложнявшие получение гражданства: заявитель официально должен был отказаться от предыдущего гражданства, прожить пять лет в России и знать русский язык. Процедура принятия российского гражданства еще больше усложнилась после принятия 11 ноября 2003 года закона РФ о легальном статусе иностранных граждан", - отметил выступавший.

По мнению ученого, "долгое время черкесский мир сохраняет относительную стабильность, и нет оснований полагать, что эта эпоха приходит к концу".

"Важнейшим условием развития черкесского мира является отношение к нему со стороны России. И в связи с этим, вселяет надежду тот несомненный факт, что отношение России к черкесскому миру в последние десятилетия было в целом позитивным и направленным на помощь и сотрудничество", - отметил Жемухов.

Руководитель Общественного движения "Черкесский конгресс" Кабардино-Балкарии Руслан Кешев напомнил об основных этапах истории признания геноцида черкесов.

Он рассказал, что 7 февраля 1992 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики принял постановление "об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны", в котором  говорилось: "Считать массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества. Войти с предложением в Верховный Совет Российской Федерации рассмотреть вопрос о признании геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и предоставлении их зарубежным соотечественникам двойного гражданства".

В 1994 году президент России Борис Ельцин в преддверии 130-летия окончания Кавказской войны выступил с обращением к кавказским народам, в котором заявил, что проблемы, доставшиеся России в наследство от прошлого, следует решать в соответствии с международными нормами, путем переговоров.

В 1996 году Государственная Дума РФ приняла к рассмотрению обращение президента Республики Адыгея и Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с просьбой признать геноцид черкесов и содействовать возвращению потомков изгнанников на историческую родину.

В 1997 году Организация непредставленных народов (ОНН) приняла Резолюцию о положении черкесского народа. В ней, в частности говорилось о том, что "Российской Федерации необходимо предоставить черкесам двойное гражданство страны проживания и Российской Федерации; Российской Федерации необходимо предоставить черкесам возможность вернуться на историческую родину".

Как сообщил Руслан Кешев, в 2005 году на письмо "Черкесского Конгресса" в Государственную Думу РФ с призывом признать геноцид черкесов, был получен официальный ответ, в котором говорилось,  что "черкесы (адыги) не подвергались геноциду во время Второй мировой войны". Выступающий назвал ответ "несуразицей".

"Даже если бы Российская Федерация и не являлась преемником Советского государства, в любом случае возвращение соотечественников и восстановление исторической справедливости - это единственно возможное для демократической страны решение по отношению к коренному народу страны", - отметил Руслан Кешев.

Лидер "Черкесского конгресса" отметил, что в последнее время наблюдаются "некоторые сдвиги в подходах российского руководства к черкесскому вопросу". Признание Россией независимости Абхазии Кешев назвал "знаковым событием" и выразил надежду, что "эти сдвиги приведут к решению важнейшей проблемы черкесского народа - его воссоединению на исторической Родине".

Руководитель Союза Абхазских добровольцев Алексей Бекшоков предложил провести перепись черкесского (адыгского) народа.

"Черкесов в мире проживает то ли 3 млн, то ли 7 млн. На повестку дня выходит вопрос об организации переписи адыгского (черкесского) народа. Это выполнимая задача. Помощь нам здесь могут оказать, в первую очередь, наша страна - Россия и страны, где проживают наши соотечественники, а также Евросоюз и неправительственные организации", - сказал Бекшоков.

Бекшоков также предложил поставить памятник в поселке Лазаревский  (Псышъуап1э) Казбичу Шеретлоко, предводителю шапсугских отрядов в период Кавказской войны.

По мнению Бекшокова, в 2012 году следует провести Всемирные Олимпийские спортивные игры черкесского народа в Нальчике.

Напомним, что общественное движение "Адыгэ Хасэ" Адыгеи обсудило ряд конкретных мер, которые могли бы стать первыми шагами в процессе объединения черкесских регионов России - создании единой Черкесии. Данная дискуссия произошла 18 декабря 2008 года на заседании совета организации.

© Кавказский узел

См. также по теме 21 мая 1864 г.:

 

 

Комментарии 

 
0 # Западный Черкес 19.05.2009 12:21
Суфьян Жемухов - молодец, все четко, грамотно и правдиво. Такие интеллектуальны е глыбы, отталкивающиеся от реальности и мыслящие широко и системно, - основа нашего движения вперед. У нашего единого черкесского народа есть будущее. Мы все будем работать над этим.
 
 
0 # 1 19.05.2009 13:31
Уважаемый Суфьян Жемухов!
Ну неужели даже открытыте источники наши "специалисты" не знают.
В 1912 г с ссылкой на официальную Османскую перепись русские публиковали число черкесов в Османской империи: 2,8млн человек - откуда у Вас "1,5млн"?

На счет "удвоилось к началу XXI в": даже с 1945 г по нынешний день, население Турции увеличилось в 4 раза!!! - ну смотрите официальные статистические данные - они опять-таки открытые!!!

В "3млн" оценивалось черкесское население, аж в 1952 г ,еще, хотя официальных данных с 1912 г не было и нет до сих пор ("полуофициальные турецкие оценки" это нечто было и есть).

Что-ж Вы все мантры-то какие-то произносите - или у Вас есть какие-то точные данные о том, что черкесы в Анатолии хуже плодились эти 100 лет, чем турки и курды?
А если нет, то черкесов в Турции не меньше 12млн человек или сами боитесь таких цифр? Привыкли быть "малочисленным народом"?

А Батырая Едыджа не грех всем прочитать, особенно ратующим за торжество ислама среди черкесов - он на пальцах показал, как исламизация уже давно пожирает черкесов Диаспоры, отнимая много людей у нашего народа в каждом поколении, делая турками:

Батырай Цзбек/Едидж
circassiancanada.com/.../... ;
circassiancanada.com/.../... .
 
 
0 # 1 19.05.2009 13:33
PS И еще Батрай Едидж опубликован еще почти 30 лет назад с этими данными, собранными еще раньше, а не сегодня, так что это не "современные данные", уважаемый г-ин Жемухов.
 
 
0 # 1 19.05.2009 13:58
Вообще, лучший спец по Диаспоре среди российских черкесов сегодня это Анзор Кушхабиев - лучше-бы ему дали слово.
 
 
0 # Tima 19.05.2009 14:05
"А Батырая Едыджа не грех всем прочитать, особенно ратующим за торжество ислама среди черкесов - он на пальцах показал, как исламизация уже давно пожирает черкесов Диаспоры, отнимая много людей у нашего народа в каждом поколении, делая турками"

Ислам это религия адыгов!Это религия моих предков,они за нее умирали.Ты думаешь если черкес "исламизируется" то он становится турком???Я вижу тут многие принижают роль ислама среди адыгов
 
 
0 # wuafe 19.05.2009 14:41
Где ето конференция ?
 
 
0 # Еджак1уэ 19.05.2009 15:37
Черкесов диаспоры пожирает не исламизация, а светский национализм Турции и некоторых арабских стран, делающий их турками и арабами. И прекращайте уже позориться со своими глупыми антиисламскими высказываниями. Не провоцируйте агрессию, чтобы потом не вопить об агрессивности мусульман. Займитесь лучше полезными делами.
 
 
0 # 1 19.05.2009 19:21
Еджак1уэ
Я очень рад столь "умному" оппоненту - покритикуйте для практики пока Батрая Едиджа - наверное он наврал много.
 
 
0 # шабзауэ 19.05.2009 22:17
1

Ди жагъуэ зэрыхъунщи, из этих 12млн. черкесов живущих в Турции адыгэбзэ ящ1у 900 тыс. нахъыбэ дэскъым. В основном нахъыжьхэ ящ1э адыгэбзэ.
 
 
0 # Tima 20.05.2009 02:01
незнание адыгского языка не такая серьезное проблема как незнание самого себя,евреи восстановили свой язык через 2000 лет
 
 
0 # Еджак1уэ - 1 20.05.2009 12:06
1.

Т.е. вы хотите сказать, что нужно сначала "потренироватья" на Батырае Едидже, и лишь потом приступать у диспуту с таким "великим интеллектуалом", как вы? Да уж, самомнение просто зашкаливает. Скромнее надо быть, скромнее.

Теперь по теме. Не стоит показывать свою неосведомленнос ть, пытаясь искуственно привязать к процессам ассимиляции Ислам, который на протяжении столетий является религией черкесов и при этом ничуть не способствовал их арабизации. ГЛАВНЫЙ урон самобытности черкесов и черкесскому языку в диаспоре нанес вовсе не Ислам, а крайне нациналистическ ая политика Ататюрка и его последователей в Турции, где проживает подавляющее большинство нашего народа. Ведь это Кемаль Ататюрк и его последователи провозгласили светский курс Турции и начали вытравливать в стране все, что касалось Ислама. Это они провозгласили, что все жители Турции являются турками. Именно эти антиисламски настроенные руководители Турции запрещали черкесам разговаривать на родном языке, носить свои черкесские фамилии, развивать свою культуру.

Черкесы Израиля, являющиеся добропорядочным и мусульманами, что-то пока не слишком спешат ассимилироватьс я в весьма значительном арабском населении этой страны. Процессы ассимиляции черкесов в Иордании и Сирии происходят также не по причине их религиозных убеждений, а в силу довлеющей массы подавляющего арабского большинства этих стран. А в той же Болгарии, где большинство населения составляют православные христиане, мусульмане-черкесы ассимилировалис ь практически полностью.

Т.е., процессы ассимиляции происходят по своим законам и зависят от многих факторов, среди которых:

политика того или иного государства, где проживает национальное меньшинство;

процессы урбанизации;

беспрецедентное развитие средств массовой информации, значительно расширяющее сферу применения государственног о языка и, соответсвенно, увеличивающее подавление им языков национальных меньшинств;

глобализация, исключающее изолированное существование и развитие отдельных национальных меньшинств и многое другое.

Поэтому попытки свести весь широкий спектр причин, способствующих ассимиляции, к религии являются серьезным заблуждением.
 
 
0 # 1 20.05.2009 12:13
Нет Еджак1уэ - 1.
Я хочу просто прочитать Вашу критику тезиса о роли ислама в ассимиляции турецких адыгов конкретно расписанного у Батрая Едиджа.
Если возможно в этой ветке.
Докажите его "неосведомленнос ть", плз.
 
 
0 # Сельма 20.05.2009 18:06
TIMA

Не надо забывать ,что среди Адыгов так же много достойных людей (настоящих патриотов ) которые являються православными (это не афишируеться , но тем не менее ).
Не согласна с утверждением , что наши предки сто с лишним лет умирали за религию. Под знаменем ислама выступали народы Дагестана и Чечни , а Адыги воевали за свою свободу ,независимость и за целостность своих земль .
Роль ислама и религии в целом никто не принижает , но откровенно говоря Адыгское общество исламизированны м или особо религиозным не было никогда , не являеться им и сейчас .

Соглашусь с утверждением Батырая Едыджа , о том что , исламизация пожирает черкесов Диаспоры . Я тоже хорошо знакома с зарубежной диаспорой ,и могу утверждать , что для многих наших соотечественник ов ислам гораздо важней чем их происхождение , язык , культура , Родина ...


СЭ СИ ДИНЫР - АДЫГАГЪЭРЩ ,
СИ ЧЭБЭР - КАВКАЗЫРАЩ ,
СИ КЪУР1ЭНЫР - АДЫГЭБЗЭРАЩ ,
СИ НЭМЭЗЫР - АДЫГЭ ДЖЭГУЩ .

Хьэтыкъуэ Фэтхьи .
 
 
0 # Еджак1уэ 20.05.2009 19:37
1.

Хорошо. Поехали.

Сначала несколько слов о том, что представляла собой Османская империя. Это государство позиционировала себя как Халифат, а османский султан именовался «Падишах и ислам», считался халифом - высшим духовным и светским вождем мусульман не только Османской империи, но и всего мира, от Гибралтара до Китая. После поражения армии черкесских мамлюкских султанов Египта 24 августа 1516 на Дабикском поле, эта страна стала частью Османской империи, а черкесские мамлюки, несмотря на то, что они продолжали оставаться фактическими руководителями Египта, стали вассалами турецкого султана. Священные для всех мусульман города Мекка и Медина, находившиеся во владениях Мамлюкского Султаната, оказались в составе Османской империи.

Отношение черкесов (как мусульман, так и пока не созревших))) ) к Османской империи нельзя назвать идеальным. Это связано и с разгромом османами мамлюкского султаната и с той весьма неоднозначной ролью, которую сыграла Турция в черкесской трагедии, и с сегодняшней позицией Турции к абхазскому вопросу. Это отдельная большая тема, но речь здесь не об этом.

Посмотрим, что пишет сам Батырай Озбек/Едидж о том, какие возможности для сохранения родного языка и своей национальной идентичности были у черкесов в Османской империи, которая, как ясно из всего вышеизложенного , была, по сути, религиозным мусульманским государством:

"В Стамбуле, столице Османской Империи, в 1897 году черкес Ахмет Кавид-паша (р. в 1840, ум. в 1916, черкесская фамилия Терхет), используя арабский алфавит, разработал и издал учебник черкесского языка. Учебник имел название, вводящее в заблуждение - "Адыгский алфавит" ("Черкесский алфавит"). Абхаз Мустафа Бютбе (ум. в 1946) составил в 1908 году для абхазов и черкесов двуязычный учебник под заглавием "Черкес алифба апсишола". Одновременно в рамках так называемого "Союза взаимопомощи черкесов" ("Черкес Теавюн Джемиети") в Стамбуле обучались учителя черкесского языка. Один из них, Цаго Нури, вернулся на Северный Кавказ, где он основал черкесские школы. В 1919 году в Стамбуле был создан новый алфавит с использованием одновременно как латинских, так и кириллических письменных знаков. Однако он не нашел применения очевидно из-за связанных с тогдашним военным поражением волнений."

Т.е. черкесы в составе мусульманской Османской империи, при всей неоднозначности нашего отношения к ней, могли оставаться черкесами, свободно выпускали черкесские учебники с использованием арабской, латинской и даже кириллической письменности.
 
 
0 # Еджак1уэ 20.05.2009 19:38
1.

Теперь посмотрим, что пишет Батырай Едидж о том, возможностях сохранения черкесами своей национальной этничности после свержения мусульманского султаната и установления светского режима:

"После отмены султаната и основания Турецкой Республики вследствие националистичес ких тюркских устремлений черкесам вдальнейшем было запрещено читать и говорить на своем языке. Следствием явилось постепенное исчезновение навыка использования письменного черкесского языка. Это положение продолжалось около четырех столетий, в основном до 1960 года".

Как видно Батырай Едидж полностью подтверждает мои слова о том, что «ГЛАВНЫЙ урон самобытности черкесов и черкесскому языку в диаспоре нанес вовсе не Ислам, а крайне нациналистическ ая политика Ататюрка и его последователей в Турции, где проживает подавляющее большинство нашего народа. Ведь это Кемаль Ататюрк и его последователи провозгласили светский курс Турции и начали вытравливать в стране все, что касалось Ислама. Это они провозгласили, что все жители Турции являются турками. Именно эти антиисламски настроенные руководители Турции запрещали черкесам разговаривать на родном языке, носить свои черкесские фамилии, развивать свою культуру».
 
 
0 # Еджак1уэ 20.05.2009 20:06
Уважаемая Сельма.

Да, среди черкесов есть также и христиане. Их процент не так велик, как, к примеру, у арабов, но все же они есть. Это моздокские православные черкесы (кабардинцы), которые были крещены царской администрацией на Кавказе в 19 веке. Эти черкесы-христиане вместе с моздокскими черкесами-мусульманами, проживают в нескольких селах в Моздокском районе РСО-Алании и Курском районе Ставропольского края. Не сомневаюсь, что они - достойные люди и патриоты своего народа. Но подавляющее большинство черкесов мира - мусульмане уже во многих поколениях, и это окончательный исторический выбор, который сделал наш народ несколько веков назад.

Вы пишете, что не согласна с утверждением , что наши предки сто с лишним лет умирали за религию. Это ваше личное дело, но факты говорят об обратном. Вы можете это прочесть во многих книгах, написанных о черкесах в период Русско-Кавказской войны. Можете также изучить черкесские песни времен этой войны, которые красноречиво свидетельствют о том, что наши предки десятилетиями сражались за свою свободу, независимость и за свою мусульманскую веру.
Часть информации вы можете прочесть здесь:

elot.ru/.../...

А о том, что на самом деле пожирает черкесов диаспоры, вы можете прочесть в моих постах выше.
 
 
0 # Али из Восточной Черкесии 20.05.2009 22:57
Что за глупости про Веру, Каабу, Къур1ан и намаз?! Астаг1фируллах! Лучше было ничего не писать, чем такой тупняк. Уже стыдно прям перед всем Кавказом, ещё бы наверное 'Устав строевой службы' боготворили, если бы его наши предки изобрели!
 
 
+1 # Али из Восточной Черкесии 20.05.2009 22:57
Что за глупости про Веру, Каабу, Къур1ан и намаз?! Астаг1фируллах! Лучше было ничего не писать, чем такой тупняк. Уже стыдно прям перед всем Кавказом, ещё бы наверное 'Устав строевой службы' боготворили, если бы его наши предки изобрели!
 
 
0 # Касог 20.05.2009 23:52
Те самые "классические", героические черкесы, с которыми мы все хотим себя ассоциировать, не являлись продуктом исламской цивилизации и исламской культуры. Наша традиционная культура, психология и т.д., воспроизводилас ь довольно устойчивой системой взаимоотношений между человеком и высшими силами, которые можно охарактеризоват ь как "договорные отношения". Человек нес ответственность за свои поступки прежде всего перед собой и адыгским "космосом", нарушение законов которого влекло, по его представлениям, к необратимым изменениям. В исламе, как и в христианстве, возможность отмолить грехи снимает с человека ответственность за сегодняшний поступок.
Главным отличием являлась мотивация поступков или действий: во имя "напэ". Восторжение черкесами в диаспоре сходит на нет по мере того, как этот "код" утрачивается и заменяется на другой (исламский, арабский и т.п.).
 
 
0 # Tima 21.05.2009 04:25
Чеченцы и Даги точно также воевали за свободу как и Адыги
 
 
0 # Дарина 21.05.2009 10:02
Сельма
мильён
Лучше не скажешь
 
 
0 # Прохожий 21.05.2009 10:11
О каких тайных православных патриотах вы говорите? Случайно не про Эдика Тхакушинова-Брата президента Адыгеи?
 
 
0 # Прохожий-2 21.05.2009 10:15
Меня лично Ислам не пожирает...
 
 
0 # Прохожий-2 21.05.2009 15:04
А почему Русско-Кавказкая война плавно трансформировал ась в Кавказскую? Мы что между собой воевали?
 
 
0 # 1 21.05.2009 17:12
2 Еджак1уэ
Все-таки адыги разучились прямо отвечать на поставленный вопрос.

Хорошо. У Батрая Едыджа прямым текстом сказано:
- Как в Сирии и Иордании, так и в Турции, ислам способствует культурной ассимиляции. Старое сравнение понятия мусульманин=турок, как это считалось в Западной Европе, сегодня в Турции самое обычное явление...

Вопроч:
- Что Вы можете сказать конкретно по этому поводу, не растекаясь мыслью по урбанизации, пантюркизму и пр. - просто о роли исламизации в ассимиляции анатолийских и машрикских черкесов.

Кстати, Вы выше вспоминали израильских черкесов-муслимов "являющихся добропорядочным и мусульманами" и при этом "пока не слишком спешат ассимилироватьс я".
Вопрос:
- Можно-ли считать черкесов практикующих кузенные браки, распространенны е в мусульманском мире, но прямо запрещенные Хабзэ, "сохранившимися"?
Ведь по черкесским понятием жениться на двоюродной сестре или племяннице это дикость, а по мусульманским законам обычное дело.

Но это второй вопрос, на него можно и не отвечать - главное разобраться с первым.
 
 
0 # Еджак1уэ 22.05.2009 12:06
1.
После того, как ваши ошибочные взгляды я начал опровергать с помощью цитат самого Батырая Едиджа, вы стали нервничать, говорить про «растекания мысли», про то, что черкесы "разучились уходить от прямого ответа" и т.д. Я вам ПРЯМО ответил, приведя слова самого приведя слова самого Батырая Едиджа, что черкесов Турции ассимилирует не Ислам, а турецкий национализм. А вступление сделал только для того, чтобы показать, что ислам играл очень важную роль в Турции именно в Османский период. И если черкесов и мог «пожирать» Ислам, как вы изволили выразиться, так это в исламском государстве - Османской империи. Но все было с точностью наоборот. Как пишет ваш «кумир» Батырай Едидж, в Османской империи черкесы активно создавали свои национальные организации, выпускали учебники, сохраняли и развивали свою черкесскую культуру в той мере, в которой это возможно для изгнанного народа в чужом государстве. Т.е. мы видим, что ваши суждения про то, что черкесов «пожирает» Ислам, являются ошибочными. Именно во времена главенства Ислама в Турции черкесы имели возможность сохранить свою самобытность. А вот когда султанат-халифат был упразднен и к власти в Турции пришли светские националисты, пришел конец свободному национальном развитию черкесов в Турции. Все жители страны были объявлены турками, черкесские фамилии стали заменять на турецкие, черкесский язык и культура оказались вне закона. Т.е. черкесы стали «пожираться Турцией», когда она стала не исламской, а светской.

Насчет урбанизации и прочего - это не «растекание мысли», а перечисление истинных причин ассимиляции черкесов за рубежом, в отличие от выдуманной причины, которую вы пытаетесь выдать за истинную. А теперь попробуйте прямо, не юля, доказать, что эти факторы не влияют на ассимиляцию или что исламский фактор сильнее способствует ассимиляции черкесов больше, чем перечисленные факторы. Можете попробовать, хотя вряд ли у вас это получится. Ответьте на эти вопросы, а потом пойдем дальше.
 
 
0 # Еджак1уэ 22.05.2009 13:34
1.

Я могу также ответить на ваш второй вопрос и рассказать вам, почему черкесы Израиля иногда заключают кузенные браки. Начнем с того, что такие браки распространены и в Западных странах. Ислам также, хоть и не призывает к ним, но и не запрещает такие браки. Но тем не менее, как рассказал мне очень хороший знакомый - репатриант из Иордании, случаи кузенных браков среди черкесов Иордании и Сирии очень редки. В Израиле ситуация несколько отличается. По словам другого моего знакомого черкеса, выходца из этого региона, это делается черкесами как раз для того, чтобы сохранитьь свою национальную черкесскую идентичность, т.е. не быть «пожранными» как народ. Как ни удивительно, но это факт. Дело в том, что в Израиле всего 2 черкесских села, в которых проживет 3-4 тыс. человек. Черкесы, чтобы не раствориться в окружающих народах, женятся на черкешенках, а черкешенки выходят замуж за черкесов. Таким образом, почти все израильские черкесы уже стали родственниками друг другу. Т.е. черкесы предпочитают жениться на своих кузинах-черкешенках, а не представительни цах других национальностей . Эта проблема стоит очень остро, израильские черкесы ищут потенциальных невест и женихов в других странах и даже в зарубежных делегациях и туристических группах, в которых есть черкесы.

Тем не менее, израильские черкесы противостоят процессам ассимиляции лучше всех остальных зарубежных черкесов. А во-многом даже и лучше черкесов, живущих на Кавказе.
 
 
0 # 1 22.05.2009 15:52
Еджак1уэ Вы будете наконец-то отвечать на поставленный вопрос, коли уж взялись, или продолжите вилять и пытаться "утопить" тему какими-то детскими методами?
Вас никто не спрашивает ни о моих "нервах", ни о моих "кумирах", ни даже о моих "мнениях".

Вас четко спросили, что Вы конкретно можете сказать по тезису выдвинутому Батраем Едиджем и сможете-ли доказать, что он тоже демонстрирует "неосведомленнос ть", "ошибочность" и пр.

Если Вы считаете, что "ПРЯМО ответили, приведя слова самого приведя слова самого Батырая Едиджа, что черкесов Турции ассимилирует не Ислам, а турецкий национализм", то Вы, извините, как говорят в таких случаях (очень мягко), открыто "гоните", потому что у обсуждаемого Автора, сказано то, что приведено мною выше.
Не надо пытаться развивать ВАШИ, а не Автора, установки.

На счет ассимиляционной политики Османской империи, исламизации черкесов в ней и пр. у того-же Автора на той-же странице, что и обсуждаемый тезис, любой желающий прочтет совсем не то, что Вы сейчас пытаетесь утверждать.
Сконцентрируете сь пожалуйста на вопросе и не уходите в сторону - это уже утомительно.

Про Израиль могли-бы и не отвечать, но раз ответили, то не надо повторять всем известные вещи, потому что эти два аула практически самые известные черкесские поселения в мире.

Спрашивалось о другом: можно-ли считать черкесов, идущих, с точки зрения Хабзэ, практически на инцест (хотя в мусульманской традиции это таковым не считается и является обычным делом) "сохранившимися" черкесами, да еще и "лучше, чем на Кавказе"?
 
 
0 # 1 22.05.2009 15:58
PS Зная, что Вы "прицепитесь" к формулировке, заранее оговариваюсь: ассимиляторский пресс турецкого шовинизма (а не "национализма") никто не собирается отрицать, но вопрос о РОЛИ ИСЛАМА в данном процессе.
 
 
+1 # @538= 07 22.05.2009 16:08
Али из Восточной Черкесии

Перед всем Кавказом как вы пишите - мне не стыдно,мало того -мне глубоко фиолетово и на весь Кавказ , и на всю Россию .
А волнует меня только мой народ , его благополучие , и его возрождение .

Данное высказывание привела в качестве примера ,потому как
в разное время Черкесы были и православными , атеистами ,и мусульманами -неизменным оставалось одно- Хабзэ ,Адыгагъэ , Нэмыс и т.д. И мне не стыдно (тем более перед всем Кавказом ) что именно мои предки изобрели неписанный свод законов- АДЫГЭ ХАБЗЭ -напротив я горжусь этим !!

А если вы считаете это тупняком , это ваше дело и ваше личное мнение .

ПРОХОЖИЙ
Про ТХАКУШИНОВА не знаю ...живу в Нальчике .
Говоря о православных Адыгах ,НЕ имела ввиду Моздокских или Ставропольских кабардинцев . А имела ввиду МНОГИХ моих знакомых и друзей являющимися православными -и Роберт Саральп один из них ( если кто не знает - автор знаменитого "Черкесского Круга" , известный актер и режисер ).
Другая моя знакомая абсолютно безкорыстно усыновила ТРОИХ ДЕТЕЙ инвалидов (тоже православная кабардинка между прочим ). И таких примеров можно привести множество ...
 
 
0 # Сельма - @538 22.05.2009 17:07
ЗАБЫЛА ПОДПИСАТЬСЯ ПОД СВОИМ КОММЕНТАРИЕМ чуть выше ;-)))
 
 
0 # Еджак1уэ 22.05.2009 17:09
1.

Похоже, что за отсутствием аргументов у вас уже началась истерика. Нервишки шалят? Ну так берегите их, нервные клетки не восстанавливают ся.

Вы привели слова Батырая Едиджа: «Как в Сирии и Иордании, так и в Турции, ислам способствует культурной ассимиляции. Старое сравнение понятия мусульманин=турок, как это считалось в Западной Европе, сегодня в Турции самое обычное явление...». Но здесь никак не раскрывается, каким именно образом Ислам способствует такой ассимиляции. Никаких аргументов, только лишь голословное утверждение. Вследствие чего я могу с полным основанием сказать, что тезис, выдвинутый Батраем Едиджем о том, что «Ислам способствует культурной ассимиляции», является ошибочным и противоречит другим его тезисам, основанным на конкретных фактах и доказывающих, что не ислам, а националистичес кая политика светских турецких властей способствует ассимиляции черкесов. В очередной раз повторяю вам, что светские власти Турции проводили до последнего времени курс на отуречивание всех национальных меньшинств, используя для этого самые разные методы, в том числе и автоматическое причисление всех мусульман к туркам. Так что гоните (если выражаться вашими «очень мягкими словам») именно вы сами.

Теперь вернемся к Израилю. Во-первых, кузенные браки «инцестом» не являются. Инцест (браки между близкими родственниками) запрещен Исламом и является большим грехом. Наверное, это будет для вас большим открытием, но по законам РФ близкими родственниками являются родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братья и сестраы). И по закону РФ и по Шариату заключение брака между этими лицами НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Законы РФ и других немусульманских стран также, как и Шариат не запрещают женитья на двоюродных и троюродных сестрах, но в то же время и не призывают к этому. Как видите, эти нормы едины для многих стран мира, причем как христианских, так и для мусульманских. Так что не надо искусственно притягивать сюда Ислам. Во-вторых, я объяснил вам, по какой причине израильские черкесы заключают такие браки, которые практически не встречаются у черкесов, живущих в других мусульманских странах. В третьих, я «повторяю всем известные вещи» про эти два «практически самые известные черкесские поселения в мире» по той причине, что ваши высказывания заставляют усомниться в том, что эти сведения известны лично вам. И в четвертых, вы сейчас фактически заявили, что не считаете черкесов, живущих в израильских селах Рихания и Кфар-Кама, настоящими черкесами. Готовы ли вы заявить об этом публично, не прячя под циферками свои настоящие имя и фамилию.

Также жду ответа на свои предыдущие вопросы. Повторю, если вы уже забыли. Попробуйте прямо, не юля, доказать, что перечисленные мной факторы (политика того или иного государства, где проживает национальное меньшинство, процессы урбанизации, распыляющие народ по из черкесских сел по городам с иноязычным большинством, бесрецедентное развитие средств массовой информации, значительно расширяющее сферу применения государственног о языка и, соответсвенно, увеличивающее подавление им языков национальных меньшинств, глобализация, исключающее изолированное существование и развитие отдельных национальных меньшинств и многое другое) не влияют на ассимиляцию или что исламский фактор сильнее способствует ассимиляции черкесов больше, чем перечисленные факторы. Сначала ответьте на эти вопросы, а потом пойдем дальше. .

И в заключение, маленький вам совет: если у вас закончились аргументы, то лучше не истерить, а по-мужски с достоинством закончить полемику.
 
 
0 # 1 22.05.2009 18:00
Еджак1уэ, у Вас выше есть 2 ссылки - не поленитесь, откройте первую, дойдите до соответствующих слов и если есть желание, можете перепечатать весь раздел целиком в эту ветку - у меня такой задачи не стоит, а на вопрос Вы так и не ответите, что уже ясно по Вашему переходу на личности с какими-то нелепыми выводами и утверждениями.

На прощание: когда в следующий раз будете спорить, придерживайтесь заданной темы, потому что это крайне невежливо, вилять из стороны в сторону, как Вы это делаете.

К примеру, Ваш последний перл с отсылом к Российскому законодательств у выглядит просто идиотизмом, в контексте нашего диалога, почти таким-же, как ответ российских властей про то, что "черкесы не подвергались геноциду в XX в".

Не знаю как у вас мусульман (вернее знаю), но у нас адыгов браки между родственниками ближе 7 колена считаются недопустимыми, а мысль а том, что можно спать со своей двоюродной сестрой или племянницей даже в голову не приходит - это все равно, что спать с родной сестрой или дочерью.
Может быть сделано исключение на 5 колено, в особых случаях, но меньше дистанция никогда не сокращается.

На счет "ваших советов" - на эту нелепость я действительно не знаю, что ответить.
Сорри, но Вы мне больше не интересны.
Разговор закончен.
 
 
0 # Еджак1уэ 22.05.2009 19:09
1.

Истерика вас не красит Совершенно очевидно, что глупо с таким тупым упорством держаться за свое ошибочное утверждение, особенно после того, как показана его полная несостоятельнос ть

Я понимаю, что у вас полностью закончились аргументы, в связи с чем вы то срываетесь на оскорбления, то вместо аргументированн ой полемики занимаетесь пустым трепом.

Когда я отослал вас к Российскому семейному кодексу, я сразу написал, что это лишь пример. Пример, который имеет прямое отношение к теме нашей дискусии и который наглядно показывает, что законодательств а не только мусульманских, но и немусульманских государств (таких, как Россия, страны Европы и т.д.) разрешают кузенные браки. Этот пример был необходим для того, чтобы вы запомнили, кто именно в законодательств ах разных стран считается близкими родственниками и больше не говорили глупостей про "инцест" и т.д. К тому же, я подчеркнул, что такие нормы существуют в семейных законодательств ах подавляющего большинства стран мира. Так что полным идиотизмом и бредом сумасшедшего является называть "инцестом" кузенные браки, искусственно увязывать такие браки исключительно с Исламом, а потом делаеть выводы, что таким образом черкесы якобы этим самым Исламом "пожираются". Вот это и есть полнейшая нелепица и идиотизм

У нас, у черкесов, родство считается до 7 колена. К вашему сведению, мне тоже даже в голову не приходит вступить в брак со своей двоюродной сестрой или племянницей. В то же время, не надо лукавить. Браки между четвероюродными сегодня нередки даже среди черкесов Кавказа. И отнюдь не по исламской причине. А чтобы снова не выглядеть глупо и смешно, ПРОЧТИТЕ ЕЩЕ РАЗ мои слова о том, ПО КАКОЙ ИМЕННО ПРИЧИНЕ израильские черкесы вступают иногда в кузенные браки, которых практически нет среди черкесов, проживающих в других мусульманских странах.

Честно говоря, вы мне также не интересны, но тем не менее, я не позволю вам просто так "съехать" и убежать )). Будьте мужчиной и ответьте на два моих первых вопроса. А также ответьте на мой вопрос, готовы ли вы публично, не прячя под циферками свои настоящие имя и фамилию, заявить, что не считаете черкесов, живущих в израильских селах Рихания и Кфар-Кама, настоящими черкесами.

Или сделайте это или честно, по-мужски признайтесь, что вы были не правы. Это покажет ваше достоинство и наш разговор будет закончен. У нас - у черкесов, как и у всех мусульман, принято отвечать за свои слова или же честно признать свою неправоту. А у вас?
 
 
-1 # Нэсып 22.05.2009 20:28
Еджакуэ молодец!
Очень достойно по полкам разложил, можно сказать, разжевал тему.

Гедонист, это не ты под циферкой один пишешь? Очень похожая тактика
 
 
0 # E 23.05.2009 22:43
c Еджак1уэ трудно тягаться, так как он свои аргументы всегда всегда подтверждает фактами, а не голословными заявлениями в отличие от некоторых !

P.S. Батрай Едидж - это истина в последней инстанции? если его голословные заявления ничем не подтверждаются мы должны этому верить?
 
 
0 # Альберт 29.05.2009 11:26
Прежде чем критиковать ислам,надо хотя бы изучать и знать его!!!
 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »