Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow 21 мая 1864 г. arrow Скорбь в сердцах, минута молчания…

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Скорбь в сердцах, минута молчания… Печать
25.05.2009 г.

Шапсуги Причерноморья отметили самую трагическую дату в истории адыгского народа.

Народ жив, пока он помнит. Эту вековую мудрость, доставшуюся от предков, адыги хранят трепетно, слишком много трагических событий и страшных эпох им пришлось пережить в своей истории. Черкесы, которых горькая судьба безжалостно перемолола в своих жерновах и рассеяла буквально по разным странам и континентам, вопреки всему сохранили главное – твердое стремление к духовному единству и безграничное уважение к прошлому.

День 21 мая 1864 года сегодня помнит каждый адыг. Дата официального окончания  Кавказской войны в местечке Кбаада, ныне – Красная Поляна, вот уже многие годы широко отмечается во всем черкесском мире как День Памяти жертв самой затяжной и кровопролитной войны в отечественной истории. Мероприятия, посвященные этой скорбной дате, проходят повсеместно. Здесь есть свои давние и неизменные традиции. В общенародный марафон Памяти, стартующий 21 мая, активно включаются жители Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, представители черкесских обществ и диаспор, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, зарубежных странах. Отмечают этот день, ставший символом народного единства, и в Сочи.

В нынешнем году программа Дня Памяти, организатором которого традиционно являются "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов, коллектив средней общеобразовательной школы аула Большой Кичмай и совет территориального общественного самоуправления "Кичмай", получилась более обширной и разнообразной, чем прежде. Благодаря активному участию молодежи в Причерноморской Шапсугии впервые прошла общественная акция "Зеленая лента". В этот день ленточки в память о предках, погибших в годы Кавказской войны, повязали адыги, проживающие в самых разных городах страны. Ровно в двенадцать часов была объявлена всенародная минута молчания, к которой присоединились и шапсуги, проживающие в Сочи и Туапсинском районе. На траурный митинг в Большом Кичмае собрались дети, молодежь, старейшины, жители соседних сел и аулов. Много говорить в такой день не принято, и так все понятно: скорбь в сердцах, горькие раздумья об истинных масштабах трагедии, со времени которой минуло уже 145 лет.

– Кавказская война, ставшая настоящей национальной катастрофой для адыгов, в свое время поставила наш народ на грань физического выживания, – подчеркнул главный организатор мероприятий, председатель комитета "Адыгэ Хасэ" по образованию, директор школы аула Большой Кичмай Аслан Гвашев. – История нас многому научила: помнить прошлое, ценить настоящее, верить в будущее. Для каждого адыга этот день должен стать не только Днем Памяти и Скорби, но и днем возрождения, единства, согласия. Важно, вопреки всему, сохранить в себе оптимизм, ведь мы живем на родной земле, имеем возможность развивать этническую культуру, разговаривать на языке предков, воспитывать детей.

Продолжая традиции прежних лет, организаторы отметили почетными грамотами и денежными премиями лучших юных знатоков родного языка, неоднократных победителей городских олимпиад по адыгской словесности – учащихся школы Казбека и Заиру Нибо, Заура Кобж и их педагога Саламет Мугдиновну Гвашеву. Юбилейные знаки "20 лет "Адыгэ Хасэ" были вручены жителям аула, уважаемым педагогам Салиму Хачиефовичу Шхалахову и Кандауру Батырбиевичу Нибо, внесшим весомый личный вклад в развитие образования и детского спорта. В этот же день состоялась презентация Герба образовательного учреждения, содержащего немало национальных элементов, имеющих большое символическое значение.

Участники мероприятий возложили цветы к новому памятнику жертвам Кавказской войны, который был открыт 21 мая прошлого года в поселке Ахинтам, затем побывали у знаменитого тюльпанового дерева в поселке Головинка, опустили двенадцать самшитовых венков в воды Черного моря.

Акция Памяти прошла и в поселке Лазаревское (Псышъуап1э) на площади перед Центром национальных культур. Впервые за многие годы у символического знака, установленного здесь еще в начале 90-х на месте будущего мемориала жертвам Кавказской войны, собрались активисты "Адыгэ Хасэ", молодежь из разных населенных пунктов Сочи. У основания камня легли живые цветы. Говорили о насущном, волнующем каждого: необходимости трепетно хранить историю народа, быть едиными и верными заветам предков, призывавших ценить мир и согласие на родной земле…

Анзор Нибо
Фото автора

Смотрите также:

 

Комментарии 

 
0 # Аслъэн-Восточный Черкес 25.05.2009 14:07
Упсэу Анзор во первых за статью а во вторых что иноимя наше Черкес больше стало появляться в твоих словах что есть дело доброе и нужное! Тхьэмуигъэпсо!
 
 
0 # Западный Черкес 25.05.2009 14:21
все бы хорошо, но через слово - "шапсуги". Если вы шапсуги - збудьте о нас, если вы черкесы, то и пишите везде - Причерноморские черкесы.
 
 
0 # Аскет 25.05.2009 18:55
Не плохо помнить и адыгские названия племен. Стремимся сохранить себя и называем себя иноназванием? Где логика?
 
 
0 # Чэбан 26.05.2009 03:47
Видимо, у Западного Черкеса какая то аллергия, или фобия, связанная со словом Шапсыгъ. Ничего страшного - это излечимо :-)
 
 
0 # Западный черкес 26.05.2009 06:16
У меня фобия не к слову "шапсуг", а к трайболизму, местечковости и всему тому, что разъединяет наш и без того разодранный в клочья народ
 
 
0 # Западный черкес - Аскету 26.05.2009 09:34
вот, где логика - elot.ru/.../...
 
 
0 # Аскет 26.05.2009 09:39
Трайболизм -- зто племенная вражда и разобщенность. Как этот термин применим к Адыгам? Если все адыги едины в обычаях, традициях, культуре и истории. Не перегибайте.
 
 
0 # Западный Черкес - Аскету 26.05.2009 10:51
Вот именно, что разобщенность, которая питается очень мощно постоянным упоминанием племенных названий и противопоставле нием одного "племени" другому. Может рассказать о том, как в Бжедугии ходит поговорка, что "кабардинец и собака - одно и то же"?. Или как причерноморские "шапсуги" называют жителей Адыгеи не адыгами, а "кубанцами"?. Или как кабардинцы КБР и КЧР называют адыгов Адыгеи "адыгейхэр"? Я много чего могу рассказать на эту тему. Поэтому надо выжигать каленным железом любые нефункциональны е упоминания о "племенной" принадлежности, хватит, наелись уже. Кавказскую войну проиграли и пережили геноцид именно потому , что наше "шапсуг-мапсуг", "кабартай-мабартай" было на первом месте. Выходите с джунглей каменного века, забудьте, кто на каком дереве лазил, становитесь единой нацией, иначе сгинем как мамонты.
 
 
0 # Аслъэн-Восточный Черкес 26.05.2009 12:42
Западный Черкес, Тхьэм ф1ыщ1э къыпхуищ1э си къуэш! Золотые слова которые должен понять каждый кто называет себя на родном Адыгэ, а если не поймет он уже не из нашего народа, он чужой и враждебный элемент, которого надо на растоянии держать и близко не подпускать к делам Черкесского(Ады гэ) народа!
 
 
0 # q 26.05.2009 23:43
"kabardinec i sobaka odno i toje" ahaha))))))) sytu p1ere aphuedizu etsh1ar bjedig'uhem?)) p.s. ya sam kabardinskiy cherkes, tak chto fymythausyhe kabardeyhe)))
 
 
0 # Amir 27.05.2009 00:14
"кабардинец и собака одно и тоэ" ахаха))))))) сыту п1ере апхуедизу етш1ар бэдигьухем?)) п.с. я сам кабардинскиы черкес, так что фымытхаусыхе кабардеыхе)))
 
 
0 # Чэбан 27.05.2009 02:09
Нет чтоб просто прочитать статью, порадоваться, что хоть собираются люди, поминают эту трагическую дату..вместо этого считаете сколько раз было упомянуто слово черкес и слово шапсуг. Это уже больше чем перегибание, это уже непонятно что.
 
 
0 # Западный Черкес - Чэбан 27.05.2009 10:51
"...порадоваться, что хоть собираются люди...". Нет, брат, радоваться, что хоть что-то делают - это удел слабых и немощных вымирающих народов, а мы должны делать все осмысленно и четко, иметь цели и методы. Поэтому мы будем и далее считать сколько раз и по какому поводу используются трайболические названия, поскольку разделение и разобщенность черкесского народа - это наша главная проблема на сегодняшний день. На другой ветке один кабардинец написал, что 85% кабардинцев Кабарды считают, что нет других адыгов, кроме них. Часто и долго бывал в шапсугских аулах побережья и знаю, что 90% их жителей уверены, что кабардинцы Кабарды, кабардинцы и бесленеевцы КЧР - это представители других народов, но не того самого адыгского, к которому принадлежат они сами. И когда активисты шапсугского хасэ, вместо того, чтобы исправлять эту ситуацию, сами ее усугубляют, конечно мы будем считать количество упоминаний, будем им подсказывать, если сами не понимают, будем оказывать давление, если надо. Мы будем делать все, чтобы в ближайшие 2-3 года сделать то, что не сделано за 20 последних лет, иначе будем барахтаться в болоте еще полсотни лет.
 
 
0 # Альберт 27.05.2009 12:33
Западный Черкес, с вами полностью согласен!!! Давайте не будем спорить и ссориться. Дэ псори ды "АДЫГЭЩ", хамэ лъэпкъхэр къызэрыдэджэр "ЧЕРКЕС". Дыкъимык1уэту абы дытевгъэт,къуэш хэ!!!
Как бы кто ни выступал против, не будем останавливаться : убеждать, доказывать постоянно, что мы одна нация- "ЧЕРКЕСЫ"и одна родина-ЧЕРКЕСИЯ.
 
 
0 # Аскет 27.05.2009 12:43
Что-то я в своей жизни не встречал ни шапсуга, ни кабардинца, ни бжедуга или темиргоевца, который бы не представлялся адыгом. И еще раз хочу подчеркнуть это не трайболизм, когда человек произносит свою племенную принадлежность. У нас все общее, а при трайболизме этого нет. Трайболизм может быть в наших условиях в Дагестане. Не путайте понятия .
 
 
0 # Чэбан 28.05.2009 20:14
90процентов - цифра конечно заоблачно завышена. Со знанием истории у шапсугов всё, если не в полном, но в порядке. А ситуация усугубляется не активистами хасэ, а теми кто пытается искоренить хоть какие нибудь упоминания о племенной принадлежности, от этого, уверен, будет только хуже, имхо.
Альберт, те кто выступает против, это одно. Факт того что мы один народ неоспорим.
 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »