Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Перепись 2010 г. arrow Хусейн Кушхов: Один народ одно имя, мы - адыги-черкесы

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Хусейн Кушхов: Один народ одно имя, мы - адыги-черкесы Печать
Перепись
03.11.2009 г.
Обращаясь к проблемам народа, называющего себя "адыгэ", и известного остальному миру - как на Западе, так и на Востоке — под именем черкесов, мы хотели бы затронуть лишь один аспект. Разумеется, это не самая важная в ряду задач, стоящих перед народом, пережившим в XIX веке геноцид — трагедию массового изгнания с исторической родины.
 

Обращаясь к проблемам народа, называющего себя "адыгэ", и известного остальному миру - как на Западе, так и на Востоке — под именем черкесов, мы хотели бы затронуть лишь один аспект. Разумеется, это не самая важная в ряду задач, стоящих перед народом, пережившим в XIX веке геноцид — трагедию массового изгнания с исторической родины. Вместе с тем мы убеждены, что скорейшее решение хотя бы одной проблемы, сыграет чрезвычайно важную роль для возрождения веры людей в историческую справедливость, консолидации и нравственного оздоровления общества.

Речь идет об историческом феномене, если не сказать казусе, когда этнос, имеющий единое самосознание и самоназвание оказался искусственно разделенным на три народа, именуемых в официальной литературе на русском языке кабардинцами, адыгейцами и черкесами. Сейчас не время вдаваться в детали о том, с умыслом было это сделано или по недоразумению. Гораздо важнее выяснить: имеются ли сколько-нибудь объективные научные основания для подобной этнической парциации (разделения одного этноса)?

Прежде всего надо выяснить, что мы должны понимать под термином "народ" или "этнос". По формулировке академика Ю. В. Бромлея "этнос представляет только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей" (Ю. В. Бромлей. Очерки теории этноса.— М., 1983.— с. 56.).

Другими словами, важнейшими характеристиками этноса является осознание своего группового единства определенной человеческой общностью, т. е. наличие этнического самосознания, внешним выражением которого является общее самоназвание (этноним).

Адыги относятся к наиболее древним этносам нашей земли — его этногенетические корни уходят в глубь тысячелетий. Однако сейчас с уверенностью можно говорить, что уже к X веку нашей эры на обширной территории Северо-Западного Кавказа сложилась единая адыгская народность. Для сравнения укажем, что единая итальянская этническая общность начала складываться в 11—13 вв., однако окончательно этот процесс завершился лишь во второй половине XIX в. Французское этническое единство начало складываться в XII—XIV в. и закончилось в XVI в. Завершение процесса формирования грузинского этноса приходится на XII — XIII вв. и т.д.

Таким образом, наш народ последние, как минимум, 10 веков осознает себя единым этническим организмом, выражая это в самоназвании "адыгэ".

Вместе с тем, разумеется, конкретные сферы объективного существования характерных для этноса свойств не сводятся только к их самосознанию и самоназванию, сколь устойчивыми и важными они не были. Среди важнейших этнохарактеризующих признаков в этнографической науке выделяют еще общность территории, культуры (в т.ч. язык), психики, расовое или антропологическое сходство.

Ареалом расселения адыгов на протяжении последних не менее пяти тысяч лет является территория Северо-Западного Кавказа, от побережья Черного и Азовского морей на западе, до бассейна рек Терека и Сунжи — на Востоке. В различные исторические эпохи она то сокращалась, то расширялась, но, в основном, оставалась территорией формирования и проживания адыгского этноса. После столетней губительной кавказской войны и депортации черкесов с родины, они потеряли большую часть своей исторической и этнической территории. Вместе с тем лишилась территориальной целостности и оставшаяся на родине небольшая часть этноса. Однако территориальная разобщенность народа, впоследствии официально закрепленная провозглашением трех отдельных автономных образований на единой прежде территории, не изменила ни единого этнического самосознания, ни общего самоназвания народа. Иначе и быть не могло, так, как справедливо отмечает тот же Ю.В.Бромлей, "следует четко разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса и как фактор его существованиям. (Ю. В. Бромлей. Указ, соч.,—с. 50.). Известные советские этнографы Н. Н. Чебоксаров и С. А. Арутюнов также отмечают, что, выступая в качестве важнейшего условия формирования этноса, территория не является строго обязательным фактором воспроизводства всех его частей. Это можно подтвердить многочисленными примерами, когда носители одного этнонима, проживающие на отдаленных друг от друга территориях и даже в разных странах из поколения в поколение сохраняют свою национальную принадлежность: черкесы в СССР и за рубежом, евреи, разбросанные по всему миру, армяне в СССР, США и Сирии, украинцы в СССР, Канаде и Чехословакии и т.д.

Важное место исследователями-этнологами, как у нас, так и за рубежом, в качестве этнического определителя, отводят культуре. Именно особенности культуры, как материальной, так и духовной, а также язык, выступают, наряду с самосознанием и самоназванием, в качестве важнейших признаков, отличающих ту или иную нацию. Правда, замечено, что ни один из компонентов культуры не является непременным этно-дифференцирующим признаком (С. А. Токарев. Проблемы типов этнических общностей.— с. 43—46). В одних случаях — это язык, в других — религия, в третьих — этикет, нормы поведения и т. д.

Черкесы, как и любой народ, в свою очередь, подразделяются на этнические образования разного таксономического ранга. Один и тот же человек может считать себя кавказцем (метаэтнос), черкесом — (этнос) и кабардинцем или шапсугом (субэтнос — низший таксономический ранг в этнической иерархии). Традиционно черкесский этнос состоял из ряда таких субэтносов: кабардинцев, бесленеевцев, махошевцев, мамхеговцев, темиргоевцев, бжедугов, егерухаевцев, хатукаевцев, абадзехов, натухайцев, шапсугов, убыхов. Но, несмотря на локальные различия, на всей территории Черкесии прослеживается поразительное типологическое единство буквально во всех компонентах культуры. Общеадыгская этническая специфика проявляется в народном искусстве и фольклоре, традициях и обычаях, обрядах и этикете, поселениях, жилище, пище и т. д.

Смеем утверждать, что адыги обладают и определенной языковой общностью. Любой адыг, будь то в Шапсугии, Бжедугии или Кабарде, язык свой называет — адыгабзэ. Определенные диалектные различия обычно нивелируются единым литературным языком. Однако в начале 20-х годов, в период создания письменности, в основу литературного языка для западных адыгов был положен темиргоевский диалект, а в Кабарде и Черкесии — кабардинский. Естественно, это не вело к языковой консолидации, а, наоборот, законсервировало диалектные различия.

Среди многочисленных проблем, охвативших нашу страну, кризис сфер национальных и межнациональных отношений является одним из наиболее острых. В поиске оптимальных путей решения национальных проблем важно участие науки, которая призвана и может дать объективную картину того или иного явления, способна предостеречь от повторения ошибок прошлого, помочь избежать субъективизма и предвзятости.

Для примера отметим, что без посредства единого литературного языка не могли бы понять друг друга и общаться баварец с саксонцем, иорданский араб с египетским, северный китаец с южным и т.д. В то же время диалектные различия и отсутствие общечеркесского литературного языка не являются препятствием для общения между представителями различных субэтносов.

Определенное устойчивое единство психического склада, национального характера также всегда отличало адыгов как народ от других этнических общностей. Об этом много написано. Отметим лишь, что соседние народы, путешественники, исследователи и противники отмечали в черкесах такие важнейшие характерны качества как мужество.

Таким образом, анализ основных этнодифференцирующих признаков, принятых в науке, убедительно доказывает, что общность людей, именующих себя адыгэ, а в официальной литературе на русском языке определяемых кабардинцами, адыгейцами и черкесами, представляет собой единый этнический организм, т. е. является одним народом.

Следовательно, один народ должен именоваться и единым именем. На деле же этого нет. Парадоксальность и уникальность подобной ситуации очевидна. Ни в нашей стране, ни где-либо в мире нет случаев, когда единое самоназвание этноса на другом языке одновременно обозначалось тремя различными этническими дефинициями и тем самым делался вывод о существовании трех самостоятельных народов.

Напротив, известно немало случаев, когда ряд родственных этнических общностей, но имеющих различные самоназвания, идентифицируются как один народ. Например, как мордва на русском языке известны как те, кто на своем языке называет себя мокша, так и те, у кого самоназвание — эрьзя. Часть осетин определяют себя как ирон, другая — дигорон. Балкарцы имеют самоназвания малкъарлары и таулу. Грузинами записаны мегрелы, сваны и аджарцы, у которых свои самоназвания, и которые еще по всесоюзной переписи населения 1926 г. определялись самостоятельными народами и т.д.

Что касается единого названия нашего Народа на русском (понятно, на родном языке этой проблемы нет) языке, то обычно говорят о двух этнонимах — черкес и адыгэ (в руссифицированной транскрипции — адыг).

В этом смысле адыгэ — это эндоэтноиим, а черкес — экзоэтноним. Несовпадение самоназвания с иноязычным наименованием народа широко распространенное явление, Так армяне называют себя "хай", грузины — "картвели", чеченцы — "нохчий", ингуши — "галгай", абхазы — "апсуа", якуты — "саха", греки — "эллинес", албанцы — "шкиптар", финны — "суоми", ирландцы — "эриннах" и т. д. Нередко экзоэтнонимы не только отличаются от этнонима — самоназвания (эндоэтнонима), но и друг от друга. К примеру, народ, имеющий самоназвание "дойч", по-русски именуется "немцы", по-английски — "джёмен".

Экзоэтноним адыгов весьма устойчив — на протяжении семисот лет под именем "черкес" наш народ известен соседним кавказским народам и в России, в Европе и Аэии. Одним словом, этнической общности с самоназванием "адыгэ" должен быть возвращен этноним "черкес", как единственно приемлемый иноязычный синоним самоназвания. Детерминирование черкесов в официальной литературе на русском языке, переписях населения и т. д. этнонимами "кабардинец" ("кабардинка") и "адыгеец" ("адыгейка") ничем не оправдано и лишено всякой логики. Немаловажно и то обстоятельство, что большая часть нации — миллионы наших соотечественников в различных странах мира — также определяются этнонимом черкес. Наконец, огромную роль в оптимизации и гармонизации национального сознания играет такая категория, как историческая память. И именно под именем черкесов зафиксирована в ней нация, оставившая в истории заметный и достойный след.

Все это позволяет говорить об этнической общности людей, называющих себя адыгэ, как о едином этносе. Во всем мире принято один народ именовать единым именем. Таким единым официальным этнонимом для этнического определения на русском языке кабардинцев и адыгейцев должен быть только "черкес". Считаем, что такая акция будет справедлива не только с научной точки зрения и здравого смысла, но и сыграет оптимизирующую и консолидирующую роль для нашей нации.

Хусейн Кушхов
кандидат исторических наук
Нальчик

Самое важное о Всероссийской переписи 2010 г.

 

Комментарии 

 
+3 # Западный черкес 03.11.2009 22:30
Отрадно, что эти здравые мысли звучат из очага запущенного трайболизма. Теперь добейтесь от власти и общества в КБР исключения из лексикона абсурдного выражения "кабардинский народ" и его замены на "черкесы КБР" и "черкесское население КБР".
 
 
+3 # Уарп 04.11.2009 13:08
Тхьа уегъэпсэу Хъусен! Апходэ тхыгъэ тызщычэрэ тэ мыспециалистхэм ! ГъэунэшкIуао фIыдэдэу Iоху гугъум фIоу укъытепсэлъэхьа ! Аллахьэм уи морадхэр къыбдегъэхъу!
 
 
+1 # Юра 04.11.2009 19:09
Очень понятно и интересно. Кажется точка в этом вопросе уже поставлена, для меня точно.
 
 
0 # kakaya raznica 04.11.2009 21:40
как это низко, доказывать, кто ты есть на самом деле, когда это просто очевидно из всей об"ятной человеку истории.
 
 
+3 # Уарп 06.11.2009 21:48
Какая разница, очень большая! Многие адыги не знают происхождения своего имени, фамилии, истории своего рода. Появилась целая плеяада молодых ребят, которым стыдно, как они говорят, говорить на своем, родном языке, говорить о своем происхождении. Эрозия, глубоко затронула наши и практически все другие народы Северного Кавказа. Поэтому статьи Кушхова, Ципинова, для многих, если не большинства людей - воздух, для пробуждения мозгов. Популярное изложение фундаментальных проблем, всегда было большой проблемой в науке бывшего СССР, а тем более, сейчас. Когда, каждый человек, занят выживанием, поиском денег. Почему у нас сохранился более менее язык, элементы культуры при советах. Люди могли учиться, жить в аулах и зарабатывать. Посмотрите на турецких, иорданских и других черкесов. Их как молох перемалывает жизнь. Им некогда учиться, они выживают. Тоже ждет нас, даже правильно, аналогичное время уже пришло. Не до учебы у большинства ребят, а нужно выживать. В первую очередь, что ломается, самое хрупкое. Язык, культура, а все остальное уже следствие. Поэтому, прежде чем что-то возразить, осмотритесь, подумайте, а потом действуйте. Сначала скрипят перья, а потом стреляют пушки.
 
 
+3 # къэплъэн 15.11.2009 17:52
Да, мы черкесы, но не из КБР, а из Кабарды. Хватит! Я человек, у которого очень много балкарских родствеников. Но я говорю: всё, точка! Нация, которая думает что хабзэ- это убзэ, достоин презрения.Проснитесь, адыги Восточной Черкессии! Хватит спать! Къущхьэр бгъэк1эсым - уанэгур пф1ещтэ! Къущхьэ псалъэр-шыд шхахуэщ! Теперь я понял, почему наши деды это говорили. Все на митинг! Позор нашим адыгским парламентариям. Позор Канокову! Никакой он не президент, а самый натоящий мещанин, для меня! Где же вы мужчины -уэркъхэр? Я знаю, что те кто уничтожил Вас, сечас торгуют адыгскими землями. Но перед памятью ваших уничтоженных ими предков, сделайте что-нибудь! Ведь нет у нас других земель! Все разбазарили бывшие лъхукъуэл1, и унэ1ут, которые на время встали у руля! Если мы это допустим, они в гробу перевернутся.
 
 
+1 # Nanu 17.12.2009 20:06
А если все адыги запишутся черкесами, то, ВОЗМОЖНО, и в скором времени, встанет вопрос об трансформации сегодняшних республик в одну - ЧЕРКЕССКУЮ... Другими словами - Черкесия возродится из глубин истории.. И все будут довольны и счастливы!!!
Жить в Черкесии - это моя мечта! Да я знаю - я живу в ней, но хочется, чтобы весь мир об этом знал! Каждая нация в мире имеет право на существование - и мы тоже! Когда дело касается сохранения этноса - все "междусобойчики" надо оставить для внутренних "ЗЭХУЭС", а перед глазами и ушами целого мира у нас должно быть одно имя! Самое ИСТОРИЧЕСКОЕ! Мир знает - черкесов... А остальное их И не касается.. У нас много задач - но давайте начинать с самой легкой - и ответим на вопрос "Кто ты?"... Читайте много и анализируйте сегодняшнюю нашу реальность.. Мы живем во многих странах мира и на международном языке отвечаем всем: "I'm a cherkess..Circassian...You dont know? It's in Caucasus.. At the Black sea..." а потом (если уж совсем не понимают и не знают этого места на планете) - "South of Russia"... Если даже мы говорим "Я из России" или "Я Россиянин" - люди понимают это как - "Я русский"... И это давит на нас - как будто нас и нет... И тогда уже мы не пытаемся всем объяснить кто такие шапсуги, жанеи и кабардины. Для них мы один этнос - черкесы!
Надо просто мыслить шире, глобальнее - в ногу со временем.
P.S.
Посмотрите на то, что написано в самом низу этой интернет странички:
"© 2009 Circassian Site | Адыгэ Сайт | eLot.ru"
Вот вам и ответ на вопрос: "Чей это сайт?"
 
 
+2 # hak 19.12.2009 12:36
Думаю это писмьо следовало бы подписать многим общественным организациям и отослать президенту рф и в другие различные инстанции, в том числе международные
 
 
0 # Rusl 19.12.2009 21:09
Ребята, на социальных сайтах идут обсуждения данного вопроса и далеко не все хотят записываться черкесами. Предлагают записаться адыгами.(и таких не мало) Просто поражаюсь с этих типов.
 
 
+2 # историк 19.12.2009 21:39
Цитата:
Автор: Rusl, 19 December, 2009

Rusl, а вы скиньте им эти материалы:
elot.ru/.../...
Или вот эти докуиенты в формате doc
elot.ru/.../...
 
 
+5 # заудин папшуов 21.12.2009 13:28
необходимо созвать Хасэ во всех трех республиках,нам етить приоритетные цели,затем соглосовать с неформальными лидерами,избрат ь делегатов,напра вить их со всеми полномочиями в адм.Президента РФ,для решение поставленных задач.Иначе будем буксовать на ровном месте,и каждый раз остается говорить на уровне уличного обывателя.
 
 
+1 # seo forum 26.08.2010 18:37
Хорошо предположим вы правы, но продолжение то должно быть.
 
 
-1 # Заудин 27.08.2010 12:31
Вы правы, продолжение должно быть и оно будет! Примерно полтора месяца осталось до Всероссийской переписи населения. Это очень удобный момент для властей республик, а главное для москвы, чтобы сделать шаг навстречу нашему народу. А главное сделать это можно легко и бесплатно - а именно, подводя итоги переписи статорганы РФ должны руководствовать ся Заключением РАН по наименованию нашего народа "адыгейцев, кабардинцев, шапсугов, черкесов" и не записывать нас разорванными клочками единого целого, а подать итог в виде единого народа.
 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »