Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Перепись 2010 г. arrow Как пробудить черкесское самосознание, или размышления после поездки в Зарамаг

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Как пробудить черкесское самосознание, или размышления после поездки в Зарамаг Печать
Перепись
09.10.2010 г.

Автобус с журналистами отправлялся рано утром от здания администрации Пятигорска. Дорога предстояла дальняя: представителей прессы пригласили для поездки на границу с Южной Осетией, чтобы своими глазами увидеть изменения, произошедшие тут после августовской войны 2008 года.

Мы проехали по федеральной трассе «Кавказ» до предместий Нальчика, затем, свернув на ещё не достроенную объездную дорогу, миновали селение Экажево, где проходит административная граница Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Полчаса спустя автобус уже следовал по Ардонскому ущелью в направлении селения Нар, родины основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова, в доме-музее которого была намечена первая остановка.

Довольно малонаселённое Ардонское ущелье оставляет удивительное впечатление сочетанием первозданной природы и высокотехнологичных сооружений. Масштаб инвестиций здесь действительно впечатляет: каскадные ГЭС с бассейнами суточного регулирования (БСР) на искуственно созданных для этого террасах, с которых идёт водосброс на турбины через специально пробитые в скальных грунтах туннели; четырёхполосная дорога с идеальным покрытием (движение по которой, заметим, весьма вялое – несколько автомобилей в час), укреплённая со стороны склона так называемыми «габеонами»; знаменитый теперь газопровод  Дзаурикау–Цхинвал, избавивший Южную Осетию от энергетической зависимости от Грузии.

Нужно отметить, что грандиозное строительство не обошлось без недостатков: ввиду ошибок в проектно-сметной документации полка дороги в местах схода селей и камнепадов оказалась недостаточно укреплена, вследствие чего наблюдаются оползневые явления с разрушением полотна, а магистраль газопровода несколько раз проходит по туннелям, проложенным ниже горизонта затопления в период паводков, когда поднимается уровень стеснённой ущельем реки Ардон.

В завершение поездки нам поставили фильм об аланах. Картина повествовала о древнем могущественном государстве, плотно населённом отважным и сильным народом, рассеяном и истребленном кочевниками, но оставившем по себе множество следов материальной культуры.

Мне вспомнилась состоявшаяся у меня несколько лет назад в Братиславе на конференции по славянским меньшинствам беседа с девушкой из подкарпатской Руси, русинкой по национальности, и я был поражён сходством версий истории этого переходного, вероятно, субэтноса, явившегося следствием пограничной интерференции, с историческими мифами некоторых кавказских народов. Любопытно, что та русинская девушка повторила мне расхожую версию об архетипических предках-блондинах с голубыми глазами. Антропоморфно сама моя собеседница являла собой замечательный образец гуцульской красавицы: смоляные брови вразлёт, длинный прямой волос цвета воронова крыла и гранатового оттенка глаза, пронзающие насквозь. Я не стал интересоваться подобным несоответствием – очевидно, в ответ получил бы чрезвычайно убедительную версию насильственной ассимиляции гордого и несгибаемого народа.

Заметим в скобках, что для специалистов не секрет – русинская идентичность есть результат информационно-этнической инженерии, которой кропотливо занимались соответствующие службы Российской империи в целях расширения влияния на славянских территориях империи Габсбургов. Мифотворчество как основа самоидентичности широко практикуется в политических (или политиканских) целях. Происходит это по накатанной схеме (благо, сюжет давно, со времён Платоновой «Атлантиды», утвердился в мифологии): великий в прошлом народ – катастрофа (нашествие варваров, стихия, мор...) – упадок, сменяющийся гомеостазом, и наконец – потребность в национальном возрождении вследствие улучшения демографических условий. Небходимый элемент для такого рода технологий – «пассеизм», то есть ретроспекция как фактор концентрации национальной идентичности, когда точка наивысшего расцвета размещается где-то в прошлом, которое благодаря такому приёму активно мифологизируется при помощи квазинаучных методов.

Так вот, возвращаясь к аланам: этот этноним, известный и ранее, приобрёл последние годы дополнительные коннотации, на эту тему защищаются сонмы диссертаций, алановедение превращается едва ли не в подотрасль кавказоведения, а порой амбивалентным образом происходит метаморфоза, когда Кавказ – лишь эпизод в обширнейшей истории древнего народа, малая часть ареала его этногенеза.

Между тем, если обратиться к серьёзным историографам и этнологам, например, авторитетнейшему востоковеду академику В.В. Бартольду (Т. 2, Ч. 1. Работы по истории Азии, Кавказа, Восточной Европы. Собрание сочинений в 8 томах,М., 1963) складывается интересная картина.

Например, выясняется, что картлийцы – то есть, те, кто собственно вправе именоваться «грузинами», были рассеяны или ассимилированы курдскими племенами, на что недвусмысленно указывает этноним «кюрджи», принятый для грузин во всех кавказских языках (в доказательной базе научных гипотез Бартольда всегда присутствует  подробная лингвистическая экспертиза, так как он был выпускником факультета восточных языков Петербургского университета и преподавал, в том числе, филологию).

И те же самые курды вытеснили нахские племена с территории нынешних Джавахетии и Хевсуретии на северные склоны Кавказского хребта, где они расселились в поймах Терека и Сунжи. Кстати, чеченцы, которые проживают в Панкисском ущелье Грузии, есть самые аутентичные представители своего народа (если под аутентичностью подразумевать оседлость).

Но что весьма интересно, по мнению академика Бартольда, осетины проделали тот же путь, что и нынешние чеченцы с ингушами – то есть, через хребет, на берега бурных Ардона и Терека. При этом часть из них, что осталась в Закавказье, и есть автохтоны этой территории.

А относительно алан у Бартольда (и не только, но и у Н.А. Марра, Касрави и др. серьёзных исследователей) есть очень точное описание, основанное на многочисленных письменных, а также косвенных источниках: это фарсиязычные племена, проживавшие в Закавказье на север от реки Аракс. Ареал их миграции не был обширным, и поэтому категории «аланы» и «Северный Кавказ» не могут кореллировать просто по определению. Хотя история, конечно, наука вариативная, поэтому у иных интерпретаторов север может легко превратиться в юг, Аракс – в Дон, и получится, что означенные племена обитали не в Закавказье на север от Аракса, а совсем наоборот – на Северном Кавказе к югу от Дона. Только в действительности многострадальные аланы не имеют отношения ни к следам материальной культуры, обильно представленным на пространстве между Черноморским побережьем и ногайскими степями, ни к некоторым малочисленным северокавказским народам, почему-либо ассоциирующим себя с ними.

При изучении этой темы меня не оставляло ощущение, что вся эта околонаучная возня напоминает что-то совсем не академическое, а наоборот, посконно-бытовое, и наконец возник подходящий образ: тяжба самозваных наследников, которые вот уже 150 лет делят «выморочное имущество» жертв самой кровавой, самой масштабной и до сих пор не признанной депортации наиболее многочисленного из действительно, а не в квазинаучной теории, проживавших здесь народов – адыгов. Это при том, что «покойный», к вящему неудовольствию добровольных «душеприказчиков», ещё подаёт признаки жизни.

В этой связи любопытна реакция на призыв к соотечественникам ряда адыгских общественных организаций в предстоящей переписи населения РФ обозначить в графе «национальность» этноним «черкес», широко известный в мире как общее наименование всех адыгских субэтносов. По мнению части социологов и специалистов в области статистики, адыги на Кавказе по численности на третьей позиции, после русских и украинцев, и лишь путаница в самоназвании не позволяет это констатировать документарно.

Может быть, пора уже проявить  солидарность и национальное самосознание, обозначив свою позицию легальным, научно правомочным и нравственно императивным способом.

М. Темиров,

Зарамаг – Пятигорск – Прага

                                           Самое важное о Всероссийской переписи 2010 г.                                                

Всероссийская перепись населения 2010
 

Комментарии 

 
0 # Черкес09 09.10.2010 11:33
Адыгов (черкесов) должно быть без малого около 1 миллиона. Вайнахов будет 1, 5 миллиона, если не больше. Так что черкесы на Северном Кавказе уступают им по численности.
 
 
+9 # Рустам З. 09.10.2010 12:52
Принципиальна не численность.
Принципиальна сплоченность и единство!
 
 
+9 # местный 09.10.2010 13:27
Чеченцев не 1,5 миллиона и далеко не все они на Северном Кавказе.
 
 
+12 # Аким 09.10.2010 14:25
Чеченцы от нас отличаются тем, что они сами себя считают, а нас - другие, поэтому результаты и различаются разительно. Наполеон говорил говорил : "Политика - это география". Сегодня демография - это политика.
 
 
+4 # Aslan A 10.10.2010 11:18
Чтобы миновать Экажево(!) нужно проехать в глубь Ингушетии, а потом развернуться и поехать в Ардон. По всей видимости он проехали Эльхотово.
 
 
+3 # sherlok 15.10.2010 11:35
Господин Темиров полностью положился на Бартольда, выдающегося востоковеда, но специалиста, весьма дистанцированно го по сфере своих интересов от Северного Кавказа. Осетины - очевидные потомки северокавказски х алан. Но дело в тех пропорциях здравого смысла, которыми наделено то или иное этно-историческое построение. Вряд ли территория современной Осетии являлась центром аланской культуры. Гораздо более важный аланский район начинался на территории современной Ингушетии и тянулся вплоть до аварских земель. И значительная группа арабо-мусульманских авторов подчеркивает территориальное соседство ал-Лана и ас-Сарира, дагестанского царства с аварской основой. В исследовании алановеда Дмитрия Коробова констатируется, что абсолютное большинство аланских аристократическ их и рядовых погребений сконцентрирован ы на современных вайнахских территориях. Второй по насыщенности аланскими памятниками регион - Прикаспийская низменность Дагестана. Этапы инфильтрации и слияния алан с горцами на территории Северного Кавказа весьма сильно отличаются в различных его районах и совершенно различными были итоги этого слияния. Важно заметить, что во всех этих процессах участвовал еще 3-й этнический элемент - тюрки. Сначала это были булгары, потом хазары и кипчаки. Темиров, вместе с тем, отлично подметил параллель с русинами в конструировании национального самосознания.
 
 
+3 # Темиров 15.10.2010 14:04
To sherlok. Весьма любопытные и в высшей степени полезные замечания по сути: действительно, "пропорции здравого смысла" - как раз то, чего не хватает в этно-исторических реконструкциях, которыми изобилует ныне северокавказска я историография. Признателен.
 
 
+3 # khatsyjbana 16.10.2010 12:37
В начале 90-х в Москве жизнь свела меня с ребятами ингушами. Они сами с пригородного района, прекрасные дружные братья (их семья кстати тоже пострадала во время осетино-ингушких событий ). Как-то вечером сидели у них за чаем, разговаривали о том о сем. Старший из братьев неожиданно спросил: « Слушай где кабардинцы научились так виртуозно строить?» Далее он уточнил, что когда въезжаешь в Кабарду, то очень бросается в глаза насколько архитектура любого села в Кабарде отличается от того, что можно встретить например в Дагестане, Чечне или даже Осетии, не смотря на ее близость к Кабарде. После этого последовало очень интересное заключение этого парня, который сказал буквально следующее: «В горах Ингушетии стоят башни и мы, ингуши, не знаем точно кто их нам построил. Но их однозначно построили не осетины/аланы, как нам навязывается». А с учетом разительного отличия в строительном мастерстве, которое можно наблюдать своими глазами ( имелась ввиду конечно черкесская сельская архитектура Кабарды ), они считали, что башни могли быть воздвигнуты мастерами из Кабарды. На это я им ответил, что ту же самую сельскую архитектуру , технику строительства они могут встретить в черкесских селах гораздо западней Кабарды. Говоря о селах в Кабарде,то в сравнении с тем, что имелось у соседних народов, черкесские выделялись прежде всего каким-то особым стилем, колоритом, неповторимостью и индивидуальност ью, привлекательнос тью кажого строения. Вспоминая облик тех сел, все это разнообразия, у меня лично создавалось ощущение , что люди спешат воспользоваться короткой мирной передышкой и самовыразиться в том , что было очень хорошо известно каждому, где каждый был как «рыба в воде» , ведь все семьи строились сами или при помощи роственников, не было тогда никаких строительных фирм. Так вот вопрос. Откуда у адыгов, жителей сел, до эпохи советской урбанизации, которая началась уже 70- 80 годы 20 столетия , т.е. в условиях практически полнейшей изоляции , отсутствия источников информации (а источниками инфо в то время были только - республиканская газета, в Нальчике иногда в союзпечати можно было встрети польский или гдр-вский журналы; приезд иностранца, демонстрация западного фильма — было событием), проявилась столь богатая фантазия при строительстве своих домов, независимо от строительного материала, как органично все это вписывалось в существеющий ландшафт. Ведь эти дома по отдельности или села в целом не были подражанием или автоматическим копированием того, что можно было «подглядеть» у соседей или в сециализированн ом журнале. Нигде рядом ничего близко похожего не было, что собственно видимо и послужило причиной для умозаключений моих ингусшких друзей. Сейчас многое нивелируется наличием интернета и многочисленных печатных изданий , строительных фирм и т.д. Но я спецально привел факты, которые имели место до эпохи «всеобщего прозрения».
 
 
+1 # Ингушетия 17.10.2010 00:48
Надо ж как забавно :) У ингушей издревле существовали фамилии (!) строителей, которые из поколения в поколение передавали тайны мастерства. В ингушском фольклоре сохранились имена мастеров. Ни один народ, на территории которого сохранились башни, не может сказать этого. В осетинском фольклоре предания говорят об ингушах-строителях башен.
У ингушей род, который не мог течение года построить башню, считался слабым и должен был покинуть селение. К каждой башне родовой строился родовой склеп. И сегодня каждая (!) фамилия знает о своей башне (-ях) и фамильных склепах. Дальше сама башенная и склеповая культуры тесно связаны с храмовой. Полагаю, было бы наивно думать, что и башни, и склепы, и храмы нам строили наемные строители, причем каждому роду, а традиции и предания сохранились только у ингушей )
 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »