Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Хабзэ arrow Унарокова М.Ю. К истории изучения черкесского этикета

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Унарокова М.Ю. К истории изучения черкесского этикета Печать
04.10.2009 г.

Унарокова М.Ю.
Майкоп, АГУ

К истории изучения черкесского этикета

Во все времена с какой бы целью Черкесию не посещали иноземные путешественники, купцы, миссионеры, политические деятели, кто с восторгом, кто с удивлением и недоумением, описывали внутреннее обустройство адыгского традиционного общества, поведенческую, нормативную, этикетную культуру черкесов. В новое время зачастую отмечалось особое влияние черкесского мира на окружающие народы Кавказского и в наибольшей степени Северокавказского региона. Это касалось и внешних параметров – физического и эстетического облика черкесов, и внутренних, морально-нравственных, этических установок: "Статен, как черкес», "Мужествен, как черкес", "Изящна, как черкешенка". Подобное сравнение для любого человека являлось на Кавказе высшей мерой похвалы.

Научное осмысление, сравнительно-сопоставительное исследование Адыгагъ – черкесской этики и Адыгэ Хабзэ – черкесского этикета связано с исследованиями специалистов новейшего времени.

Всестороннее, сущностное, онтологическое и аксиологическое изучение нормативной культуры черкесов связано с именем директора Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Барасбия Бгажнокова, профессора, доктора исторических наук. Первая, базовая специальность Барасбия Бгажнокова – филология, вторая – психология. Известен же он научной общественности как этнограф, посвятивший всю свою научно-исследовательскую деятельность одной проблеме – соционормативной культуре черкесов.

Первая монография Б.Бгажнокова "Адыгский этикет" (1978) открыла новую страницу не только в этнографическом адыговедении, но, не будет преувеличением, если сказать, что и во всей советской этнографической науке. Конечно же, и в адыговедческой, и в целом  в этнографической литературе, посвященной различным народам СССР, были  статьи, сообщения, касающиеся нормативной культуры. Но не было такого полномасштабного  и всестороннего монографического исследования традиционных поведенческих установок с выявлением их социальной и сословной атрибутивности, с установлением семиотической и аксиологической категориальности, включенности гомогенной этической системы в евразийское  духовное пространство.

И не случайно, что появление не просто описательного, но глубоко научного осмысления системы регулятивных механизмов внутриэтнического общежития и трансэтнического взаимодействия черкесов с гетерогенными культурами вызвало серьезную дискуссию среди специалистов академического уровня. Дискуссия открылась публикацией совместной статьи известных этнографов-кавказоведов, специалистов по черкесам, ведущих научных сотрудников института этнографии АН СССР Я.С. Смирновой и А И. Першица в 1978 году, в год выхода в свет первой монографии Барасбия Бгажнокова. В первом номере журнала "Советская этнография" за 1979 год были опубликованы материалы дискуссии по проблемам генезиса и аксиологии этикетных норм, связанных с визуальным и вербальным табу между отдельными группами родственников, правомерности "нейтралитета этнографа", исследующего традиционную культуру этноса (по научно – исследовательским и гражданским меркам конца 70-х  XX века) и "культурного релятивизма".

В дискуссии на страницах журнала приняли участие маститые ученые ныне член-корреспондент РАН, зав. сектором народов Кавказа института этнологии С.А. Арутюнов, академик С.А.Токарев, профессор, доктор исторических наук Г.Е. Марков, ныне зав. кафедрой этнологии МГУ, сам автор монографии (тогда еще молодой ученый, 32-х лет, кандидат филологических наук) Барасбий Бгажноков. Получив такое "боевое крещение" и достойное "напутствие" в науку о народах, следующие 30 лет своей научной деятельности Барасбий Хачимович Бгажноков занимался познанием философии "Адыгагъ" и "Адыгэ Хабзэ" и преуспел в этом. Им написаны, последовательно углубляясь в онтологию феномена черкесской этики, монографии "Очерки этнографии общения адыгов" (1983), "Черкесское игрище" (1991), "Адыгская этика" (2000) и "Гуманистические основы этнологии" (2003) и десятки статей.

Труды Б. Бгажнокова побудили этнографов к системному исследованию соционормативной культуры различных народов, являющихся предметом их научного интереса. Так, один из ведущих кавказоведов советского периода Ш.Д.Инал-Ипа, научный редактор первой монографии Б.Бгажнокова, в 1985 году (через 7 лет после издания "Адыгского этикета") публикует "Очерки по абхазскому этикету". В начале 2000-х Министерство науки и образования Чеченской Республики командировало одного из ученых в Кабарду и Адыгею с поручением ознакомиться с методикой и опытом накопления информации о традиционной поведенческой культуре этноса и ее исследования.

В адыговедении же в последние четверть века наблюдается своеобразный этнокультурологический бум.

В 1979 году в рамках авторской Молодежной программы "ХьакIэщ" под редакцией Нуржан Емыковой нами была подготовлена серия передач по Адыгейскому областному радио, текстовый вариант которых публиковался в газете "Социалистическэ Адыгей". Впоследствии в течение нескольких лет "Социалистическэ Адыгей" ("Адыгэ макъ") регулярно стала издавать спецвкладыш "Адыгэ Хабзэ".

Вслед за Б.Бгажноковым ряд ученых создают монографические вариации на тему "Адыгский этикет": кандидат педагогических наук Р. Мамхегова – "Очерки по адыгскому этикету" (Нальчик, 1993); Р. Савв "Мудрость адыгского этикета" (Майкоп, 1995); А.Черкесов "Адыгэ Хабзэ" (Черкесск, ); С.Мафедзев "Адыги. Обычаи, традиции" (Нальчик, 2000); В.Чич "Адыгэ зэхэтыкIэ хабзэхэр" (Майкоп, 2002 ) и др.

В 1990-е годы в Адыгее разрабатываются экспериментальные программы для общеобразовательных школ по "Адыгскому этикету" – методистом ИУУ Сулем Жане, по "Этике и этнопедагогике" – доктором педагогических наук,  профессором АГУ И.А.Шоровым. "Адыгагъ" послужил информационной, категориальной и культуроведческой базой для философского осмысления черкесской трактовки "добра" и "зла" доктором философских наук, заведующим отделом философии и социологии АРИГИ Р. Хануху и А. Шадже, доктором философских наук, профессором АГУ. Наряду с этим в девяностые годы XX века учителям общеобразовательных школ предоставляется право работы по авторским программам.

В 1991 году мы были приглашены во вновь открытую Адыгейскую республиканскую гимназию для преподавания "Этнологии" в 9-11 классах и "Адыгского этикета" в 5-8 классах. В целях реализации поставленной образовательной задачи нами была разработана авторская программа по "Адыгскому этикету", которая прошла апробацию в республиканской гимназии в течение 7 учебных лет.

Таким образом, к выходу в свет презентуемых сегодня учебников по "Адыгэ Хабзэ" для учащихся 1-9 классов,  которые изданы Министерством образования и науки Республики Адыгея адыговедами трех республик и общечеркесской общественностью в лице Международной Черкесской Ассоциации проделана огромная собирательская, исследовательская и когнитивная работа.

Предыстория издания данной серии учебников по "Адыгэ Хабзэ" такова:

В ноябре 2005 года по инициативе Президента Республики Адыгея Хазрета Меджидовича Совмена Министерством образования и науки РА был объявлен Конкурс на разработку Проспектов учебников по "Адыгэ Хабзэ" для 1-4 и 5-9 классов в соответствии с уже утвержденной Программой. В результате к 20 января 2006 года были представлены в Комиссию для экспертизы Проспекты учебников, разработанные семью авторскими группами. Авторская группа Центра адыговедения Адыгейского государственного университета в составе Унароковой М.Ю. (руководитель творческой группы), Унароковой Р.Б., Зафесова А.Х. и учительницы Блечепсинской средней школы Атласкировой Ж.Н. разработала Проспекты по обоим образовательным этапам – начальным (1-4) и средним (5-9) классам. Такой подход был обусловлен объемом теоретического, информационного и практического задела и опыта, накопленного руководителем и разработчиком Проспектов за 40 лет экспедиционной, собирательской и исследовательской деятельности в этнографическом адыговедении, 20-летним опытом разработки авторского курса лекций по этнической культуре черкесов, в том числе черкесскому этикету, и по методике преподавания в высшей и общеобразовательной школе, преподаванием в течение 7 лет "Адыгского этикета" в 5-8 классах по авторской программе в Адыгейской республиканской гимназии, участием в разработке двух Муниципальных научных Проектов, отобранных на конкурсной основе Народным собранием и администрацией г. Майкопа и в реализации их в ДОУ № 28 и СОШ № 7, 9, 18, 28 г. Майкопа и Татарского землячества РА на базе Адыгейского республиканского института повышения квалификации учителей в 2001-2002 годах.

Здесь уместно почтить память трех замечательных представителей черкесской интеллигенции, которые на разных этапах издательского Проекта ушли из жизни. Выдающийся черкесский поэт и писатель современности Нальбий Куек на конкурсе Проспектов заняв II место, получил право на внеконкурсное издание пособия по "Адыгэ Хабзэ" для учителей начальных классов. Он успел осуществить его издание.

Заведующий кафедрой истории и культуры черкесов, кандидат исторических наук, профессор Айдамиркан Хусейнович Зафесов скончался скоропостижно, не успев приступить к реальному участию в Проекте.

Методиста Адыгейского республиканского института повышения квалификации учителей, Джигуновой Мариет Зачериевны, проработавшей более 30 лет в этой должности в народном образовании, не стало на завершающем этапе данного издательского Проекта.

Светлая память им всем, незаурядным сынам и славной дочери черкесского народа.

На первом этапе Конкурса I-е места были присуждены обоим Проспектам по Черкесскому этикету Центра адыговедения с предоставлением права написания учебников и по начальным классам, и по среднему звену в течение 4-х месяцев – с 20 февраля по 20 июня 2006 года. При этом экспертной комиссией было решено предоставить право дальнейшего участия в Конкурсе по разработке учебников по каждому образовательному звену еще двум авторским коллективам: по начальным классам – авторской группе Адыгейского республиканского института повышения квалификации учителей, по 5-9 классам – авторскому коллективу Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. После двухмесячной экспертизы конкурсная комиссия объявила, что учебники авторской группы Центра адыговедения Адыгейского государственного университета рекомендованы к изданию Министерством образования и науки Республики Адыгея, с предложением по 1-4 классам воспользоваться методическими приложениями к урокам авторской группы ИПК. Мы согласились с этим предложением экспертной комиссии, т.к. оно сохраняло наш учебник в полном объеме и целиком. В течение четырех дней поработали с конкурировавшей с нами авторской группой, включили в методические приложения к нашим текстам, ряд дополнений в виде пословиц, поговорок, ребусов, кроссвордов, которые могли быть использованы при закреплении учебного материала по некоторым темам.

Третий этап – подготовка к изданию и выход в свет учебников. На это ушло два года – 2007-2008 гг. За это время общий объем учебников был увеличен в два раза (от 750 машинописных страниц до 1500).

Следует отметить, что этот издательский Проект не мог быть осуществлен усилиями одного-двух человек. Это результат искренней заинтересованности многих должностных лиц и усилий коллег, поддерживавших членов авторской группы.

Сегодня уместно выразить слова искренней благодарности всем, кто причастен к появлению системно разработанных и максимально приспособленных к различным возрастным категориям учебников по одному из этноопределяющих элементов культуры черкесов – "Адыгэ Хабзэ".

Слова глубокой благодарности и признательности, прежде всего, бывшему президенту Республики Адыгея, доктору технических наук, Совмену Хазрету Меджидовичу, по инициативе и при материальной поддержке которого были разработаны Проспекты и написаны данные учебники.

Слова благодарности адресуются бывшему министру образования и науки РА, кандидату педагогических наук, Жаде Анзауру Муратовичу, который на основе реального Конкурса осуществил написание учебников для девятилетнего изучения "Адыгэ Хабзэ".

Искренняя признательность и благодарность действующему Президенту Республики Адыгея, профессору, доктору социологических наук Тхакушинову Аслану Китовичу, давшему данному издательскому Проекту зеленую улицу, нашедшему возможность вложить в него более 3800000 рублей бюджетных денег.

Авторы искренне благодарны действующему Министру образования и науки РА, кандидату математических наук, Беданокову Рамазану Аслановичу за взятую на себя ответственность и последовательность, проявленную в ходе издания данного Проекта.

Слова благодарности постоянному куратору данного издательского Проекта, заместителю Министра образования и науки РА, кандидату филологических наук Алиевой Мариет Ибрагимовне, которая с момента объявления Конкурса до выхода последнего учебника осуществляла контрольную функцию над всем процессом.

Особая благодарность и признательность ректору Адыгейского государственного университета, профессору, доктору социологических наук Хунагову Рашиду Думаличевичу за всестороннюю и постоянную поддержку авторского коллектива на протяжении 3-х лет работы над Проектом.

Авторская группа искренне благодарит ректорат и, в частности, первого проректора АГУ, профессора, доктора педагогических и биологических наук Чермита Казбека Довлетмизовича и проректора по научной работе, профессора, доктора биологических наук Шаханову Ангелину Владимировну за оптимальные условия, предоставленные руководителю группы в период написания учебников в 2006 году.

Успешный выход в свет восьми учебников и двух рабочих тетрадей по "Адыгэ Хабзэ" – это результат творческого труда многих специалистов.

Слова благодарности профессору, доктору филологических наук, бывшему декану факультета Адыгейской филологии и культуры, директору Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований Берсирову Батырбию Махмудовичу, обеспечившему научную редакцию всех учебников.

Внешний облик и доступность учебного материала во многом зависят от художественного оформления учебников.

Авторский коллектив благодарен главному художнику-оформителю издания Берсирову Абдулаху Махмудовичу, Заслуженному художнику Республики Адыгея,  обеспечившему учебники единой системой условных знаков, не имеющих аналогов в адыговедческом учебно-методическом книгоиздании и эксклюзивными иллюстрациями, а также художникам Абакумовой Елене Викторовне и Сергиенко Анатолию Ивановичу.

Слова благодарности редакторско-корректорскому составу и дирекции Адыгейского книжного издательства, в лице директора Куева Шхамбия Исмагиловича.

Авторы благодарны всем сотрудникам факультета Адыгейской филологии и культуры, которые способствовали своевременному и качественному представлению к печати каждого учебника: оператору компьютерного набора, кандидату филологических наук Хакуновой Э.Х., программисту Шевченко Ю.Ю., обеспечившему форматирование текстов, старшему преподавателю кафедры истории и культуры адыгов Кубову Н.Ч. за обработку и подготовку фотоматериалов, молодым ученым, кандидатам филологических наук, помогавшим в технической обработке текстов Долевой Р.Н., Шхалаховой С.Г., Цей (Дагужиевой) Б.А.

Особая признательность Общественным организациям "Хасэ" в Турции, Германии, обеспечившим работу пяти фольклорно-этнографических экспедиций 1997, 1998, 1999, 2002, 2005 годов, способствовавших накоплению этнической информации об "адыгагъ", которая углубила наши познания и украсила страницы учебников по "Адыгэ Хабзэ".

 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »