Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Хабзэ arrow Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Этнопсихолого-педагогические особенности народных игр черкесов.

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Этнопсихолого-педагогические особенности народных игр черкесов. Печать
04.10.2009 г.

Цеева Л.Х.,
 Симбулетова Р.К.
Майкоп, АГУ

Этнопсихолого-педагогические особенности народных игр черкесов.

Народные игры являются продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх отражаются образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность, национальные устои и традиции. В играх проявляются национальный дух народа, лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве, стремление к идеалам. Известно, что такие яркие представители науки и культуры, как Г.А. Виноградов, Д.А. Колоцца, Е. А. Покровский, К.Д. Ушинский и другие, призывали собирать и опи­сывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный коло­рит обычаев, народные морально-этические воззрения, его ценности и идеалы.

Не вызывает сомнения, что народные игры должны выступать важной и неотъемлемой частью воспитания и развития ребенка. В процессе включения в игровую деятельность ему передаются духовные и морально-этические ценности дружелюбия и открытости к людям, гостеприимства, уважения к старшим, поклонение родителям. В играх у ребенка формируются двигательные навыки, развиваются высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Народными играми следует называть именно игры фольклорного происхождения. Такие игры возникли в глубинах народной жизни.

Народные игры выступали для крестьян особым видом настройки на сложный и драматический процесс овладения природными силами. Оли­цетворяя и мифологизируя непонятные ему силы природы, человек об­ращался к ним с мольбами о помощи, выражая свои просьбы в виде заклинаний, молитв, сопровождая свои просьбы ритуальными действия­ми и представлениями. Происходило "живое рождение" обрядов и сос­тавляющих их народных игр в определенной последовательности соот­ветственно временам года. Такая "привязка" к проблемам и потреб­ностям насущной жизни способствовала "спасению" народных игр от влияния на них идеологических установок, связанных со сменой влас­тей и общественных катаклизмов. Не будет преувеличением сказать, что только в играх в настоящее время сохранился "чистый", непос­редственно данный нам общественный опыт наших предков.

В народных играх, как правило, отражается выраженное деление на добро и зло. Именно на противопоставлении и борьбе добрых и злых персонажей обычно строятся игровые сюжет и фабула. Практичес­ки в каждой игре происходит психотерапевтическая разрядка оптимис­тического плана: добро побеждает зло. Поэтому можно говорить о вы­соком морально-этическом и нравственном содержании народных игр, формирующих у детей и подрастающего поколения стремление к тому, чтобы в своей жизни совершать добрые поступки, оказывать помощь людям.

Игра является удобным, эффективным и в определенной мере универсальным способом сохранения народного опыта и способом его пе­редачи последующему поколению в силу того обстоятельства, что фольклор выступает устным видом коллективного творчества, часто напрямую не закрепленного в письменных текстах. Именно поэтому иг­ра, как особая деятельность, воспроизводимая из поколения в поко­ление, способна закрепить в своих деятельностных структурах важные содержательные моменты культуры, причем, в синкретичных формах, близким к их жизненным аналогам.

В силу описанных выше характерных особенностей игры она высту­пает важным средством физического, эстетического, нравственного и трудового развития и воспитания детей. Детские национальные игры имеют место в фольклорном творчестве каждого народа. Включаясь в игровую деятельность, ребенок усваивал морально-этические ценности своей национальной культуры, получал навыки общения со старшими и сверстниками. В процессе игры у него формировались умения и навы­ки, которые затем реализовались в трудовой жизни. Наконец, в игре ребенок получал опыт коллективных взаимодействий, способствующий развитию у него мышления и речи.

Ценность детской национальной игры в культурном и воспитатель­ном планах подчеркивал академик Д.С. Лихачев: "Меня спрашивают иногда, как я отношусь к исчезновению традиционных русских игр, такие, как лапта, бабки, рюхи? Но беда в том, что исчезают игры вообще. Их заменяют танцы, или то, что называется танцами. Между тем игра важней: она воспитывает социальность, умение держаться вместе. По вечерам в семье лучше цифровое лото, чем монополия те­левизора. В Лото играли и взрослые, и дети. Также, как и в крокет" [3, С. 280].

Имеются лишь некоторые отрывочные данные по вопросу о детских национальных играх в работах Е. Броневского, Н. Данилевского, Ф. Дюбуа де Монпере, Г. Игнатенко, П. Потемкина и других. Выделя­ются труды известного историка и этнографа XIX века Хан-Гирея, особенно в его "Записках о Черкесии", значение которых высоко оценил царь Николай I, заинтересованный в то время в получении достоверных сведений о Черкесии и обычаях народностей данной страны.

Широкое исследование детских национальных игр, сбор, классифи­кацию и подробное описание еще предстоит сделать.

Актуализированная нравственная максима в играх подчинялась прочному социальному порядку: уважению и преклонению перед старши­ми, а также беспрекословному выполнению обычаев и социально-нравс­твенных норм общения и общежития. Трансляция трудовых традиций при помощи игровых средств содержала знания о традициях земледельчества, скотоводства, домашних промыслов и ремесел ("Шъынэ" "Ягне­нок", "Iaxъo" "Пастух"). Военно-физическая подготовка в игровых упражнениях имела важное значение и реализовалась, в основном, по отношению мальчиков и юношей – будущих воинов.

В настоящее время в этнокультуре детские игры можно классифи­цировать по двум различным основаниям. Первая классификация осно­вана на выделении цели и направленности детских национальных игр. Вторая классификация базируется на формулировании такого критерия как форма игровой деятельности, отраженная в детской национальной игре.

В национальных детских играх черкесов проявляется стремление привить детям такие общечеловеческие качества, как доброжелатель­ность, честность, правдивость, уважение к старшим. Выражен культ родителей и отдельно • культ женщины (матери, жены}. Высоко оцени­вались опрятность и грациозность в поведении мальчиков и девочек, обходительность, приветливость. В семье и обществе были приняты строгие, но теплые взаимоотношения взрослых и детей. Были недопус­тимы фамильярность, грубость или неподчинение детей взрослым.

Известны этнографические исследования В.А. Аненова, Б.X. Бгажнокова, Г. Я. Гонежука, Я. К. Коблева, Н.К. Куприной, М. А. Меретукова, К. Д. Чермита, и других, посвященные проблемам традиционного воспитания у черкесов, вообще, и народным играм, в частности. Непос­редственный интерес представляет статья И. А. Шорова "Народные детские игры в системе физического воспитания детей", в которой он писал: "В прошлом черкесы обладали высокими физическими и моральными качествами, о чем свидетельствуют высказывания многих русских и зарубежных исследователей" [5, С. 189]. Автор статьи приводил высказывание Иосифа Дебу, который говорил, что черкесы были похожи на спартанцев в образе жизни и воспитании детей.

Черкесская молодежь воспитывалась в духе любознательности к нра­вам и традициям своего народа. Ценились любознательность, инициа­тива, способность достойно выдержать конкуренцию и блеснуть благо­честием и хорошим воспитанием.

Особенно выделялись и высоко ценились такие общечеловеческие нравственные и морально-этические ценности, как гордость за свой народ, презрение к трусости, стремление к свободе и независимости.

Народная этика черкесов, отраженная в детских национальных иг­рах, допускала формирование у детей способности сдерживать и конт­ролировать свои эмоции в определенных, допустимых пределах. Стрем­ление к уравновешенности и внутреннему сбалансированному состоянию считалось признаком национальной культуры.

Многие, из так называемых пальчиковых игр ("Iaгy теу", "Бзыу", "ЛъытакI"). были направлены на развитие у детей аккуратности, упорства и терпения. Так, в игре " Мыжьо кIэн" ("Камень") дети должны были подбрасывать один камешек, а пока он находился в воз­духе, подбирали с пола остальные несколько камешков.

Воспитание мальчика как будущего мужчины – воина и защитника, направлялось строгими морально-этическими правилами. Так, в правила воспитания мальчика входили с малых лет необходимость в совер­шенстве владеть оружием, уметь отлично ездить верхом в любых усло­виях, быть сообразительным, ловким и выносливым. Например, игра "Лъэс шыу" ("Пешие всадники") направлена на формирование у мальчи­ков ловкости, умения быть "Всадником" и не терять своего положения ни при каких условиях, а также умения'играть "в паре". Игры "Осада крепости" или "Джанкъылыщ" ("Захват противника") воспитывала у мальчиков смелость, храбрость, а также развивает у них важные эле­менты тактического мышления.

Воспитание девочки направлялось иными ценностями и правилами. В первую очередь, высоко ценилось строгое домашнее воспитание де­вочки, ее скромность, добросердечность, отзывчивость, умение забо­титься о близких.Выделялось такое важное качество девушки, как будущей матери, хранительницы домашнего очага, стремление к гостеприимству. "По сей день в народной памяти живет легенда о средневековой семилет­ней девочке Малычыпхъу, которая играла в куклы в феодальной семье. сопровождая свою игру такими словами по отношению к кукле-хозяйке: "Лучшую часть продуктов храни для гостей, лишь только ты их израс­ходуешь, придет гость и застанет тебя врасплох". Этими словами она выражала свое уважение к гостю и обычай гостеприимства"(1).

Большую группу составляют .подвижные национальные игры для де­тей, направленные на развитие у них двигательной активности, лов­кости, быстроты реакции, меткости, координированности движений. Значительное число подвижных игр создано для развития мальчиков, которых воспитывали не только сильными и ловкими, но и терпеливы­ми, смелыми, мужественными и презирающими опасность. Так, А.Н.Дьяч­ков-Тарасов писал, что с семи лет физическая подготовка мальчиков становилась обязательной, систематической и довольно основатель­ной: "Отец тогда упражнял сына в метании ножа, копья, камня, кин­жала, е стрельбе в цель, сначала в неподвижную, затем в движущую­ся: мальчики "пронзали" в небесах орлов", как это еще Пушкин отме­тил в своем "Кавказском пленнике". Затем следовала верховая езда, джигитовка со всеми ее головоломными упражнениями. Идя на охоту, отец брал сына с собою и приучал его ко всем охотничьим хитростям, объяснял привычки и свойства зверей...".

Метание из лука до сих пор является популярным в детских играх мальчиков. Они без помощи взрослых делали лук из вербы, липы или орешника. О том, что игры со стрельбой из лука были распространены у древних черкесов, свидетельствует сказание "Как Сосруко впервые появился на хасе нартов", о котором говорит в своей статье Шоров И. А. В данном сказании описываются состязания нартов по борьбе, поднятию тяжестей, а также метанию стрел на дальность и в цель.

В девочке и девушке ценились стройность и гибкость стана,быстрота в движениях. Во многие подвижные игры девочки играли вместе с мальчиками. Так, игра "Чын" ("Волчок") способствует раз­витию у играющих детей ловкости, координированности и скорости ре­акции. Также игра "Къан-къангъэбылъ" ("Прятки") направлена на развитие у игроков гибкости, двигательной ловкости, подвижности, внимательности, даже определенной хитрости в определении того, где и как спрятаться, чтобы тебя не нашли.

Считалось обязательным укреплять физическое здоровье детей. В народе говорили: "Если есть здоровье, имеешь все", "Здоровье преж­де всего".

Как правило, формирование у детей и юношества двигательных на­выков было связано с их полезностью относительно выполнения ими в будущем важных трудовых и военных обязанностей. Поэтому наиболее распространенными были игры, которые проводились на свежем воздухе в любое время года и в которых дети прыгали, бегали, боролись, со­ревновались, бросали камешки, "стреляли" в цель и др.

Значительное число подвижных игр направлено не только на раз­витие сугубо двигательных навыков, но и на формирование у детей способности к партнерству, игре "в команде", а значит, социальных качеств. Так, игра "ПытапIэм икъэдзыхьан" ("Осада крепости"), в которой дети организуют ситуацию, моделирующую военные действия по захвату крепости неприятеля, способствует развитию у них не только двигательных навыков, но и смелости, храбрости, умений прогнозиро­вать действия партнеров и соперников.

Черкесские игры "ПытапIэм икъэдзыхьап" ("Осада крепости"), "Шъы-пкъипшI" ("Десять правд") кроме двигательных навыков развивают у детей элементы тактического мышления и способность к планированию и прогнозированию. Можно также сказать, что данные игры способс­твуют развитию у детей рефлексивных качеств, поскольку играющим приходится оценивать свои собственные   возможности   и   возможности соперников в стремительно меняющихся "военных" ситуациях игры.

Многие двигательные игры укрепляют у детей нервные и сенсомо-торные связи между движениями, словами и мыслительными действиями. Например, в игре "У дядюшки Якова", которая распространена не только в России, но и среди черкесов, играющие должны произвести оп­ределенные действия в ответ на конкретные слова, которые деклами­руют играющие дети.

Пальчиковые игры также имеют цель развития мышления у детей, поскольку в возрастной и педагогической психологии известно, что развитие тонких ручных действий тесно связано с развитием мышле­ния. Игра "Пальчик стучит" основана на выполнении ребенком мелких моторных действий пальцами в процессе постукивания пальцами пооче­редно от первого до последнего. В данной игре у детей развиваются такие важные психологические функции, как внимание, эффективный самоконтроль, слуховое восприятие.

Другая пальчиковая игра "Большой палец сливы трясет" способс­твует развитию у играющих детей памяти, внимания, координации и мелкой моторики пальцев. В ней те или иные движения пальцами дети совершают вместе с произнесением ведущим определенных слов, что позволяет   формировать   внутренние   связи   по   типу   "Слово-движе­ние-мышление".

Сюжетные детские национальные игры представляют собой способ воспроизведения в них конкретной области реальной народной жизни. Предметным содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве основного процесса деятельности (трудовой, воен­ной и т.п.) и отношений между взрослыми в их общественной жизни. В плане примера сюжетной игры может быть предложена игра "Гъунд-гъунд къал" ("Крепость"). При помощи сюжета в данной игре воспро­изводится (моделируется) часть военной жизни черкесов, в которой им приходилось не только быть защитниками крепостей, но и нападающи­ми. Интересно, что в игре воспроизводятся две роли  –  нападающего и защитника крепости. Причем, деятельность защитника отнюдь не пас­сивная, а скорее, активная: он осуществляет действия по защите крепости, двигаясь навстречу действиям нападающего, не позволяя ему пройти в крепость.

Игры-забавы были нацелены на развлечение и успокоение малень­ких детей. При этом данные игры способствовали развитию у малышей речевых навыков, воображения, восприятия, целенаправленного внима­ния, мелкой моторики пальцев, комплекса произвольности. Например, игра "Бзыу" ("Птичка") состояла в том, что взрослый организовывал внимание ребенка, показывая ему на живую птицу, сидящую – на ветке, и нараспев произносил определенный текст: "Бзыу-бзыу гуаго. Гого нэшъур кIашъом тес, Iапс къахьи, Iaxь остын. Пыр-р-р" ("Если птич­ка принесет то, о чем попросят, ее накормят").

Является интересной и содержательной другая игра "Овцы па­сутся". В процессе игры взрослый держал ручку ребенка ладонью вверх и проводил указательным пальцем по центру ладони, одновре­менно произнося нараспев такой текст: "Мыбдежь мэл щохъурэ" ("Вот здесь пасутся овцы"). Подводя свой палец ближе к большому пальцу ребенка, взрослый проговаривал: "А здесь играют в круг". При ука­зательном пальце ребенка взрослый напевал: "А тут пойдем-приходим" и так каждый раз, указывая на разные пальчики ребенка, взрослый произносил разные тексты. В результате, кроме простой забавы для ребенка, у малыша развивались такие качества, как внимание, усвое­ние определенных слов, способность дифференцировать собственные пальцы и их различные функции, умение сосредоточиваться на игровом процессе.

Игры-загадки, являющиеся одной из разновидностей игр-забав, на первый взгляд, не являются собственно играми, поскольку в них нет выраженного элемента драматизации. Однако важно отметить игровой характер жанра, обусловленный его особой целью - найти отгадку, проверить и испытать определенные способности ребенка. Разумеется, это способности не физического плана – бег, прыжки, борьба и про­чее. Это способности мыслительного характера – умение сопостав­лять, анализировать, обобщать предметы и явления, описываемые в загадке. Игры-загадки построены на материале черкесских сказок из нартского эпоса. Ребенок, как правило, играет в загадки с удоволь­ствием, что говорит о проявлении им специфической игровой мотива­ции и свидетельствует в пользу предположения об игровом характере такого типа занятий.

Кроме того, игры-загадки часто проводятся в форме соревнования двух участников, которые стремятся к победе: один из них знает от­гадку, а второй стремится отгадать. В случае некоторого затрудне­ния в отгадывании загадки игрок поощрялся группой. Выигрывал тот, кто разгадает больше загадок. Играя в игры-загадки, молодежь шути­ла, пела песни. Атмосфера таких коллективных игровых занятий была эмоционально-положительной.

Осмысление психолого-педагогических особенностей национальных игр позволяет произвести научную классификацию с учетом функцио­нальных особенностей, взяв за основу критерий степени активности взрослого и детей в игровых процессах. Так, выделяются игры, в ко­торых инициатива и активность участвующих детей значительно выше инициативы и активности взрослого (воспитателя, педагога), который проводит игру. Можно также выделить национальные детские игры, в которых ведущая роль принадлежит именно взрослому (родителю или воспитателю). И, наконец, можно отдельно описать игры, в которых отражены исторические традиции черкесского народа, тем самым опреде­ляя в качестве ведущего фактора общество в целом.

Литература:
1. Бгажноков Б. X. Черкесские игрища: сюжет, семантика, мантика. –  Нальчик, 1991­ –  С. 11-15.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.  –  Л.: Лениздат, 1992. – 400 с.
3. Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. – Нальчик, 1986.
4. Лихачев Д.С. Раздумья. –  М., 1991.  280 с.
5. Шоров И. А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //УЗМИИ.  –  Майкоп.  –  Т. 8. – 1988.

Вернуться к материалам международной научно-практической конференции
"Хабзэ" и этническая перспектива черкесов

 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »