Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Хабзэ arrow Тхагапсова Г.Г. "Адыгагъэ" как феномен социального здоровья в черкесском обществе

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Тхагапсова Г.Г. "Адыгагъэ" как феномен социального здоровья в черкесском обществе Печать
04.10.2009 г.

Тхагапсова Г.Г.
Майкоп, АРИГИ

"Адыгагъэ" как феномен социального здоровья  в черкесском обществе.

В ряду приоритетных ценностей человека, здоровью, безоговорочно, придается первостепенное значение. По выражению А. Шопенгауэра, жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие, напротив, ради здоровья следует поступиться всем другим [6].

Сегодня проблема здоровья человека ставится в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды.

С середины прошлого столетия Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изменила представления о здоровье как об отсутствии болезней, зафиксировав в своем уставе, что здоровье человека не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное, социальное благополучие [7].

Под социальным здоровьем человека понимается – субъективное  отображение сочетания биологического, психического, психологического, культурно-экономического состояния общества. Под социальным здоровьем популяции – отражение гендерно-возрастными группами биологических, психологических, культурно-исторических, демографических, социально-ценностных особенностей и состояний в конкретных природно-климатических, экологических, социально-исторических, культурно-этнических условиях [1;142]. Это рассматривается как чрезвычайно важный шаг в углублении понимания человеком феномена здоровья.

Существует ряд концептуальных моделей определения понятия здоровья.

Медицинская модель здоровья: предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь его медицинские признаки и характеристики. Здоровье – отсутствие болезней и их симптомов.

Биомедицинская модель здоровья: здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

Биосоциальная модель здоровья: в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.

Ценностно-социальная модель здоровья: здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Наиболее актуальными и разрабатываемыми в настоящее время являются две последние, в которых биологическое никогда не выступает в чисто природном виде, оно опосредуется социальным. С  точки зрения указанных моделей, здоровье человека – это гармоничное единство биологического и социального врожденного и приобретенного под воздействием условий жизни. Отсюда болезнь – нарушение этой гармонии, этого единства [4;43].

По результатам исследования британских и австралийских ученых – активное общение в рамках различных социальных групп и коллективов способствует снижению риска инфаркта, инсульта и даже гриппа. Социальная активность настолько же важна для поддержания здоровья человека, как занятия спортом, правильное питание или лекарства. Многочисленные заболевания, прежде всего, психологические – это следствие недостатка позитивного общения человека.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, насколько уважает их права, умеет оказывать  помощь и способен сам принять её, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей,  выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим [3; 142].

Во многих работах, касающихся здоровья в социальном контексте, затронуты такие понятия как "здоровый образ жизни" и "самосохранительное поведение". Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н. э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка  предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость. В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. В тибетской медицине в известном трактате “Чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Оно порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека. В восточном подходе к факторам, составляющим здоровье относят: образ мыслей – 70%, образ жизни – 20%, образ питания –  10% [4;I36].

Таким образом, социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленной на общественно - полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении [4; 60].

Рассмотрим теперь систему "адыгагъэ" в тех определениях, которые дают ему исследователи. По Б. Бгажнокову АдыгэХхабзэ – морально-правовой кодекс, то есть, общественный институт, в котором соединены в одно целое моральные (прежде всего этикетные) и юридические правила и установления. Идеологической базой синтеза или организационного единства обычного права и этикета является традиционная этика – адыгагъэ, имеющая пять этических постоянств: цIыхугъэ – человечность, намыс – почтительность, акъыл – разум, лIыгъэ – мужество, напэ – честь [2;16].

Как считает Р. Ханаху  адыгство – система исторически сложившихся духовно-нравственных моделей мышления и поведения, сопоставимая с мировоззрением, образом или стилем жизни этнического социума. Он выделяет перечень важнейших социальных функций адыгства: коммуникативная, идентификационная, идеологическая, аксиологическая, воспитательная, мировоззренческая, когнитивная [5].

Б. Бгажноков, рассматривая выделенные им пять этических постоянств адыгагъэ отмечает, что человечность – цIыхугъэ система позитивных объединяющих чувств и реакций. Долг человеколюбия обязывает постоянно подтверждать свою моральную идентичность принимая активное, заинтересованное участие в делах других, жертвуя ради них временем, силами средствами и подчас жизнью. "Питательной средой" человеколюбия является эмпатия – гущIэгъу способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему, сострадать и принимать его чувства в расчет. Намыс – почтительность, деликатность, учтивость, сдержанность, воспитанность, стыдливость. Разум – акъыл устанавливает и поддерживает социальный порядок, направляет и корректирует действия людей, исполняет роль нравственно-интеллектуальной цензуры поведения. Разумность, по его мнению, сплачивает людей, создает психологическую базу для понимания и доверия, согласия и признания, взаимной выручки и поддержки. Мужество – лIыгъэ сплав волевых и моральных качеств. Это самоконтроль и самоуправление, энергичность, умение рисковать, чувство долга. Честь, совесть, репутация – напэ – моральная цензура поведения [2].

Сравнивая содержательную составляющую социального здоровья и адыгагъэ можно сделать вывод, что  адыгагъэ – суть  социального здоровья.

Таким образом, можно предположить, что адыгагъэ – система морально-правовых и этических норм, направленных на сохранение социального здоровья человека и общества, на поддержание  его устойчивости и поступательного движения. К выделенным Р. Ханаху перечню важнейших социальных функций адыгства надо, по нашему мнению, добавить здоровьесберегающую функцию.

Однако, рассматривая "адыгагъэ" как систему, надо иметь в виду, что как любая система она обладает свойством адаптивности – стремлением к состоянию устойчивого равновесия, которая предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды. В системе  могут возникать  внутренние противоречия, которые создают угрозы её функционированию. Система испытывает  воздействие внешних факторов проявляющихся в форме  постоянно меняющихся социально-экономических условий и формирующихся  новых культурных направлений. В частности, одним из критериев социального здоровья является воспроизводство населения. В системе Адыгэ Хабзэ рождаемость всегда являлась социальной ценностью. Однако начавшаяся во второй половине XX в. активная пропаганда нового современного рационального типа воспроизводства и культурных традиций малодетной семьи оказали негативное влияние на семейные ценности черкесов и привели к суженному воспроизводству.

Социально-демографические реформы 90-х годов усугубили ситуацию депопуляционным процессом, крайне губительным для малочисленных народов. Несмотря на то, что в последнее время отмечается увеличение суммарного коэффициента рождаемости (1,6), тенденции суженного воспроизводства сохраняются, а значит, сохраняются риски снижения численности населения и неблагоприятных демографических процессов.

Сегодня адыгагъэ испытывает жесткое давление культуры рынка, рыночных отношений, когда ценности добра, добродетели, истины, преданности, солидарности оказываются ненужными и вредными с точки зрения преуспевания. Средства массовой информации активно пропагандируют философию индивидуализма и потребительства, приоритетности материальных ценностей. Это не только разрушает консервативное сознание людей, но и вызывает тревогу, страх, неуверенность и представляют опасность для социального здоровья общества.

В современных условиях, когда общественную среду сотрясают процессы хаотизации и криминализации, важно сохранение  системы Адыгэ Хабзэ. В этом плане большое значение имеют процессы воспитания и обучения, а также исследование этого явления, механизмов его функционирования и адаптивности.

Для исследовательских целей необходимо, по всей видимости, организовать мониторинг за функционированием системы Адыгэ Хабзэ, которое позволило бы наблюдать и впоследствии анализировать причины утраты и мотивацию изменений тех или иных обычаев и норм.

Литература:
1. Башкирова Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья //Мир психологии. – СПб,2007. – №2. – С 140-150.
2. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. – Нальчик: Эль-фа, 1999. – 96 с.
3. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М.: Наука, 2006.
4. Психология здоровья: (Учеб. для вузов). – СПб: Питер, 2006. – 607с.
5. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. – Майкоп, 1997.
6. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000369/st000.shtml
.
7. Устав Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf.

Вернуться к материалам международной научно-практической конференции
"Хабзэ" и этническая перспектива черкесов

 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »