Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Хабзэ arrow Анчокова З.Р., Едыгова Н.П. Эстетическая культура и эстетическое воспитание личности

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Анчокова З.Р., Едыгова Н.П. Эстетическая культура и эстетическое воспитание личности Печать
04.10.2009 г.

Анчокова З.Р.,
Едыгова Н.П.
Майкоп, АГУ

Эстетическая культура и эстетическое воспитание личности

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке определенного эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение личности к эстетическим ценностям. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал; происходит формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания, т.е. как к средству формирования всесторонне развитой личности. Способность воспринимать прекрасное, проявлять глубокие эстетические чувства к окружающей действительности и умение творить в искусстве – важные составляющие духовной жизни человека. А чувства и способности существуют не сами по себе, они должны проявляться и в действиях.

Эстетическое воспитание, являясь одним из важнейших составляющих педагогической науки, определяет развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщиться к художественной деятельности и развитии творческих способностей.

"Эстетическое воспитание имеет свой предмет, свое специфическое содержание. Его цели и задачи определяются универсальным характером его воздействия, охватывающим различные сферы человеческой деятельности" [1; 3]. Эстетическая культура личности непосредственно связана с существующей системой эстетического воспитания в обществе и зависит от конкретных форм и методов, применяемых обществом для успешного развития.

Значительная роль в этом принадлежит специальным учреждениям культуры, формирующим эстетические вкусы: телерадиокомпаниям, театрам и дворцам культуры, библиотекам, школам и другим учебным заведениям, а в последнее время – религиозным сообществам. Параллельно на формирование культуры личности влияют такие сферы, как труд, творчество, быт, спорт, общение с другими людьми. Специфика воздействия каждого из этих факторов, (в отдельности и вместе взятых), играет свою роль в решении важнейшей задачи – формирования высокой эстетической культуры человека. Этот процесс охватывает не только сферу сознания человека (чувства, вкусы, идеалы, интересы), но и телесную гармонию, культуру речи, движение, жесты, мимику, выражения поступки и т.п. Люди, совсем далекие от культурно-воспитательной деятельности, умеют оценивать человека по его внешним поступкам, формам общения.

Уровень эстетической культуры личности, так же как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей её жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи можно лишь в том случае, если мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения [2; 7].

"Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Как один из универсальных аспектов культуры личности, эстетического воспитания реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности [3; 327]. Эстетическое воспитание обусловлено комплексом целевых задач воспитания нравственного, трудового, экологического и физического..

Эстетическое воспитание, являясь многоплановым процессом, предполагает непосредственную цель – формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира. Вместе с тем формирование направленного эстетического сознания не является самоцелью эстетического воспитания. Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ жизни и стиль поведения, гармонизирует и развивает все духовные способности человека необходимые в различных областях творчества.

Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, т.е. является средством всестороннего развития личности. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Черкесская пословица утверждает – "Дахэр зыгъэдахэрэр ишэн" (Красивого украшает его характер). Благодаря красоте, человек часто интуитивно тянется к добру. "Дахэр дэгъур ары" (Красиво то, что хорошо) [4; 46]. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности важно, но это не исчерпывает всего комплекса задач эстетического воспитания.

В обстановке всеобщего открытого пренебрежения к нравственным и эстетическим ценностям, категориям и понятиям, когда это пропагандируется методично и последовательно через телевидение, радио, печать, трудно что либо противопоставить этому натиску и удержаться от него с какими угодно устоявшимися духовными, гуманистическими и нравственными идеалами. В задачу формирования эстетической и художественной культуры личности входит передача подрастающим поколениям опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и, особенно, во всей системе художественных ценностей, а также в отношениях людей с природой.

В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают, главным образом, гуманитарные предметы. Наряду с обязательными специфическими региональными занятиями и факультативными курсами, реализуются авторские программы эстетического воспитания. Художественное образование по федеральному и региональному образовательным стандартам осуществляется на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и языка [3; 327].

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания [5; 17].

"Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей" [5; 12]. При умелой организации обучения и воспитания нравственных норм на уровне школы, детского сада, семьи складывается система эстетического восприятия окружающего.

Рассмотренные проблемы в комплексе формируют последнее представление об эстетическом воспитании, методах и средствах его в черкесской народной педагогике. Вот почему в этнопедагогике черкесов неотъемлемой составной частью системы воспитания являлось эстетическое воспитание, носившее всеобъемлющий, целенаправленный характер. Несмотря на относительно самостоятельную функцию каждого вида воспитания, эстетическое воспитание в черкесской народной педагогике играло объединяющую роль. Представления и понятия о внешних формах предметов и орудий труда, явлений, сущностных характеристик окружающего мира и его закономерностей, совершенно отдельных его форм и содержательных структур составляли эстетическую картину, эстетический идеал, и вкус.

На основе и в соответствии с эстетическими взглядами народа должно строится эстетическое воспитание подрастающего поколения. В нем важное место занимает задача развития у детей способности восприятия эстетических явлений в окружающей действительности. С помощью эстетических категорий молодежь учат в жизни и в искусстве испытывать чувства наслаждения, удовольствия и неудовольствия. Другая важная задача – формирование у молодежи активного творческого отношения к красоте, утверждение ее в труде, быту, общественной деятельности, личной жизни, а также тесная связь с умственным, трудовым, нравственным и физическим воспитанием.

В процессе педагогической работы не следует отождествлять эстетическое воспитание с художественным. Как утверждает М.Ю. Айбазова, "художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитываемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение принимать его, наслаждаться им и их способность по возможности творить в искусстве" [6; 13]. Эстетическое воспитание оказывает прямое воздействие на формирование нравственных принципов человека, расширяет его общие представления и познание его о мире, обществе и природе. Поэтому целесообразно проводить творческие занятия для детей, которые способствовали бы развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности и дисциплинированности.

 

Литература:
1. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание как трудовой и педагогический процесс // Эстетическое воспитание в пединституте. Сб. трудов. – М., 1977.
2. Литвиненко Л.Л.. Профессиональная культура учителя экономики // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Электронный ресурс Н-4 align/.
3. Педагогический энциклопедический словарь. Ред. Бим-Бад Б.М. Научн. изд-во "Большая российская энциклопедия". – М., 2002.
4. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. – Майкоп, 1992.
5. Айбазова М.Ю. Проблема эстетического воспитания в народной педагогике Карачая. Дисс. на соиск. к.пед.н. – Пятигорск, 1997.
6. Айбазова М.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа. Дисс. на соиск. д.пед.н. – Майкоп, 2004.

 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »