Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Поиск по сайту

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Печать
04.09.2011 г.

Выступление представителя Международной Черкесской Ассоциации Казаноко Т. на 16 сессии рабочей группы Организации Объединенных Наций (ООН) по коренным народам.
27 июля – 1 августа 1998 г. Женева. Швейцария.


Уважаемый председатель!

Я благодарю Вас за предоставленную возможность выступить.

Уважаемые дамы и господа!

Я - Теувеж Казаноко представитель Международной Черкесской Ассоциации.

Черкесы (адыги), народ, который я имею честь сегодня представлять, имеет многотысячелетнюю историю и является коренным народом на Кавказе. В середине XVIII века по оценкам историков на Кавказе проживало около 4 млн. черкесов. На сегодняшний день черкесы являются рассеянной нацией. Такое положение сложилось вследствие массовой депортации кавказских горцев в 60-х годах ХIХ века.  Русско-Кавказская война, развязанная Российской Империей против народов Северного Кавказа в 18 веке, продолжалась более ста лет (1763-1864 год), это одна из самых продолжительных и кровопролитных войн в мировой истории. Согласно официальной русской статистике того времени, выселению в пределы Османской империи подверглось около 500 тысяч черкесов, тогда как на Кавказе осталось несколько десятков тысяч, т.е. 2-3% населения.  За прошедшие 135 лет демографические данные численности черкесов изменились в значительной степени. Так, согласно последней переписи населения Российской Федерации, число кавказских горцев, идентифицирующих себя как адыгов (черкесов) в этой стране достигло внушительной цифры около 700 тысяч. Адыги (черкесы) являются так называемыми титульными (образующими) народами в трех республиках - субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Но к сожалению надо отметить, что процессы консолидации черкесов (адыгов) внутри Российской Федерации значительно затруднены. Отсутствие единой системы паспортизации в трех республиках (в республике Адыгея – они адыгейцы, в КБР – кабардинцы, в КЧР – черкесы), разделенность трех республик административно-территориальными границами, отсутствие прочных экономических связей, которые могли бы стимулировать объединительные процессы, создают значительные помехи в вопросе консолидации черкесов (адыгов) на своей исторической родине - Северо-Западном Кавказе.

Партикуляризм, который был характерной чертой для черкесского общества еще в XIX веке, по-прежнему остается определяющим современное состояние черкесского народа. Из этого состояния следует вывод, что президенты и правящая элита трех республик не могут претендовать на роль  выразителей интересов всех черкесов (адыгов), поскольку их юриспруденция распространяется только на республиканские территории, которые определены административными границами Российской Федерации. Вторая особенность, которая создает значительные препятствия для того, чтобы внутри этих трех республик лидеры смогли бы утвердить себя в роли выразителей интересов черкесов (адыгов) заключается в сильной зависимости соискателей на высшие государственные должности в Адыгее, КВР, КЧР от русскоязычного электората, который является преобладающим в этих регионах.

Сложным остается положение черкесов (адыгов) за пределами Российской Федерации. Подавляющее большинство  (около 3   млн.   чел.)  проживает в  Турции. Традиционная политика правящих кругов Турции со времени правления К. Ататюрка базировалась и базируется на запрете на национальную идентификацию черкесов, на запрете на использование своего родного языка в сфере образования и культуры, использования черкесских фамилий и имен, что должно рассматриваться как вопиющий факт нарушения прав национальных меньшинств. В Турции и странах Ближнего Востока проблема ассимиляции черкесов начала приобретать угрожающе катастрофический характер.

В черкесской диаспоре наблюдается тяга к своей родине на Кавказе и тенденция к репатриации (в первую очередь это связано с необходимостью противостоять усиливающимся процессам ассимиляции среди других народов) становится преобладающей в умах представителей большинства. Но экономическое положение и значительные затруднения в вопросе получения гражданства в системе российского законодательства создают значительные препятствия для возвращения на родину депортированного народа.

В частности, явное нежелание чиновников из Комитета по гражданству при Президенте Российской Федерации, которые не применяют положение пункта Е, части 3-ей Ст. 19 закона ("Прием гражданства Российской Федерации"), которое указывает на обстоятельства, облегчающие прием гражданства черкесам, коренным жителям Северо-Западного Кавказа.

Российская Федерация применяет к потомкам депортированных часть 2-ую 19-ой статьи (постоянное проживание для иностранных граждан или лиц без гражданства в течение 5 лет), что обрекает черкесов, возвращающихся на Кавказ, на бесправное существование на своей исторической родине. Президенты трех Северо-Кавказских Республик лишены возможности повлиять на данную ситуацию, поскольку в Конституциях республик, возглавляемых ими, не предусмотрено положение о гражданстве, которое могло бы гарантировать приобретение гражданства хотя бы в этих республиках. ("Закон о Репатриантах", принятый в 1997 г. в республике Адыгея, оказался лишь бумагой, которая не может облегчить положение репатриантов).

В сложившихся условиях единственной в мире организацией, которая может выражать интересы как адыгов (черкесов) в Российской Федерации, так и черкесской диаспоры, является Международная Черкесская Ассоциация, созданная 19 мая 1991 г с участием делегаций всех черкесских общин из Турции, Ближнего Востока, Европы, США и других стран. Только эта организация, наделенная специальными полномочиями, может апеллировать к международному сообществу по тем проблемам, которые касаются судьбы черкесов во всем мире.

Черкесы (адыги) являются коренными жителями Кавказа, в результате русско-кавказской войны XIX века черкесы подверглись геноциду и насильственной депортации. На данный период жизни они находятся в состоянии рассеянной нации. Российская Федерация должна предоставить черкесам (потомкам насильственно депортированных), проживающим вне своей исторической родины, при обращении их в Российскую Федерацию, право получения гражданства на территории РФ и применять к ним положение пунш Е части 3-й Ст. 19 ("Прием гражданства Российской Федерации"), так как территория бывшей Черкесии входит в состав РФ.

Международная Черкесская Ассоциация обращается к Организации Объединенных Наций, и в частности к Подкомиссии ООН по защите прав коренных народов, с просьбой оказать давление на руководство Российской Федерации и потребовать применения к черкесам, потомкам депортированных с исторической родины, положения пункта Е, части 3-ей, Ст. 19 закона "Прием гражданства Российской Федерации".

Международная Черкесская Ассоциация выражает уверенность, что такая влиятельная и авторитетная во всем мире организация, как Организация Объединенных Наций, не останется в стороне от проблем черкесского народа, подвергшегося в свое время страшнейшему геноциду и депортации, и окажет содействие в разрешении проблем нашего многострадального народа.

Мира Вам и благополучия, здоровья я процветания!

Благодарю за внимание.

Источник: МЧА (1991-2011): Сборник документов и материалов. Нальчик. 2011. С.221.

Смотрите также: Отчет 16-й сессии Рабочей Группы по Коренным Народам ООН
                         http://www.unpo.org/article/207

Вернуться к списку документов

 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »