Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Поиск по сайту

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Печать
07.10.2011 г.

Доклад А. Охтова на общественных слушаниях ОП РФ "Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество"
21 июня 2011, Москва


Тема доклада: Черкесы как  разделенный народ:  проблема политологическая.

Проблемы, связанные  с разделенностью, это проблемы не только самого черкесского народа, но это и проблемы Власти России в целом. Потому в первую очередь возникает вопрос: хочет ли решать Российская Власть  эту проблему или не хочет?

Если Российская Власть, а это в первую очередь Президент Российской Федерации, хочет решать проблемы разделенного народа, проблемы черкесов,  то необходимо искать пути решения. И нахождение путей решения  этих проблем - это задача политологическая, потому что она связана с властью и не такая уж она и тяжелая.  Если же Российская Власть не хочет решать черкесский вопрос, то она не услышит ни голос самого народа, ни голос Общественной Палаты Российской Федерации, где  организаторы обещались довести  наши рекомендации соответствующим адресатам.

Именно со вторым вопросом, т.е. с нежеланием Властей Российской Федерации  слышать эту проблему, с нежеланием вести диалог с черкесским народом  сталкиваются черкесы уже много десятилетий.

"Не постучавшись в сердце, в дверь напрасно стучишься", было написано на двери моей студенческой комнаты  в общежитии, чуточку переиначив слова Лопе де Веги. В данном случае черкесы стучатся и в сердце и в дверь Российского Государства и если Российский Президент откроет нам сердце, то черкесский народ с чистыми помыслами войдет в открытую дверь для диалога. Но один из самых важных аспектов в разрешении проблем разделенного народа, это желание Властей вступить в диалог с этим народом, потому, повторяю вопрос, и это очень важно: хочет ли слышать нас Российская Власть, хочет ли решать проблему черкесов  Российский президент?

Думаю,  достаточно информации и в Российских средствах массовой информации, достаточно информации и у Федеральной Службы Безопасности России  по проблемам черкесского народа.  По этим вопросам достаточно много писем  и обращений от общественных организаций поступило на имя Президента и Правительства Российской Федерации. Потому тратить время на конкретизацию всех проблем черкесского народа, связанных с разделенностью народа, думаю,  нет надобности.

Есть Международная Черкесская Ассоциация (МЧА),  есть Институт Черкесской Культуры в Америке (Нью-Джерси), Черкесские Благотворительные  Ассоциации в Сирии, Иордании, Израиле, Калифорнии, Объединение  Черкесских Общественных организаций в Турции, в Европе, представляющие черкесский народ как в Российской Федерации, так и наших соотечественников за рубежом и от имени которого обращаются к руководству Российской Федерации по проблемам черкесского народа. Но еще не было случая, чтобы Российское руководство обратилось лицом к этой проблеме, кроме случая  Обращения к народам Кавказа, сделанного Первым Президентом новой России Борисом Ельциным по случаю 130-летия окончания Русско-Кавказской войны, где он выразил свое мнение, как руководитель Российского Государства:

"…настала пора оценить эту войну с позиции правовых и нравственных общечеловеческих ценностей. Такой подход открыл возможность для объективной трактовки Кавказской войны как мужественной борьбы не только за выживание на родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера".

Как последствия Русско-Кавказской войны и политики Царской России, после уничтожения значительной части населения более 90 процентов оставшегося в живых  черкесского народа было насильственно депортировано в Османскую Империю. Затем, как продолжение той же политики в отношении черкесского народа, Советская Власть разделила оставшуюся на исторической родине  незначительную часть народа еще на несколько групп. Таким образом, следуя древней политической линии "Разделяй и властвуй", Советская Власть образовала новые этнические псевдоназвания, такие как "кабардинцы", "адыгейцы", "шапсуги" и другие. При этом не обошлось претворить все это в жизнь без участия некоторых представителей самого же черкесского народа, но это уже отдельная тема.

Сегодня в Российской Федерации на государственном законодательном уровне должно быть возвращено одно этноназвание единому народу, которого разделили на «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов», и др., должен быть возвращен один экзоэтноним черкесы (как иноназвание) и адыгэ, как самоназвание, ибо  это единый народ и он должен носить единое название в соответствующем Государственном реестре этноназваний народов и наций, проживающих в РФ.  И если Общественная Палата хочет дать рекомендации соответствующим адресатам, как было обещано в приглашениях на эти слушания по проблемам разделенных народов России, то это одна из рекомендаций, одно из предложений.  Таким образом, должен быть восстановлен статус черкесов (адыгов) как единого народа, с единым этноназванием и это будет один шаг к восстановлению исторической  справедливости  в отношении черкесского народа.

На данном этапе необходимо признать, что этот народ и сейчас переживает   геноцид, только в другой форме, в форме этноцида, как последствия насильственного изгнания из своей страны, из исторической родины, путем насильственного разделения единого народа и проживающего в изгнании уже более 150 лет и растворяющегося в иноязычной среде. Такое же положение у оставшегося на исторической родине у 10 процентов черкесского народа - они тоже подвержены ассимиляции в иноязычной среде будучи разделенными Советской Властью и ныне проживающими  двух Федеральных Округах, в шести субъектах Российской Федерации, при этом  черкесы территориально разделены на исторической родине на 8 обособленных групп для его более эффективного растворения в иноязычной среде, ибо чем мельче группы, тем быстрее они ассимилируются.

Таким образом,  геноцид черкесского народа продолжается с начала военных действий Царской России на Кавказе,  т. е.  с начала Русско-Кавказской Войны и по сегодняшний день, с периодами физического истребления, разрушения среды обитания, насильственного изгнания из своей исторической родины, периодами ужесточения, небольшого спада и изменения формы геноцида.  Этот процесс продолжается почти 300 лет, т.е. столько же, сколько и Русь была под игом татаро-монголов.

На данном этапе статус черкесского народа соответствует статусу народа-изгнанника в связи с тем, что более 90 % населения во время и после окончания Русско-Кавказской войны изгнано из исторической Родины в Османскую Империю и до сих пор Российская Федерация, как правопреемница Колониальной, Царской  России, не приняло и не принимает  никаких мер по их возвращению на историческую родину. Потому второе предложение организаторам общественных слушаний "Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество": - официально, на законодательном уровне в Российской Федерации  придать черкесскому народу статус "Народа-изгнанника", о чем просили и обращались  к руководству Российской Федерации Международная Черкесская Ассоциация и Организация Непредставленных Народов и Нации (ОНН) в 1993, 1997, 1999 годах, а также обращения в ООН по этим же вопросам. Чтобы не тратить время на зачитывание текста, я прилагаю к настоящему докладу копию обращения Генерального Секретаря ОНН к Президенту Российской Федерации  Б.Н. Ельцину по вопросам признания факта геноцида черкесского народа со стороны Царской России  и придания черкесскому народу статуса "народа-изгнанника",  другие документы, показывающие, что эти вопросы поднимались даже на уровне ООН. Кстати, эти документы показывают, что вопрос о геноциде адыгов (черкесов) со стороны был поднят задолго до того, как это было принято Парламентом Грузии, например Генеральной Ассамблеей ОНН, где присутствовали члены ОНН: Татарстан, Тыва, Чечня, Абхазия, Эстония, Бурятия, Чувашия, и другие члены ОНН многих континентов мира.

В ответ на одно из обращений МЧА к руководству РФ, вот что писал Первый заместитель Министра национальной политики Российской Федерации В.Печенев по вопросу статуса народа-изгнанника в адрес Международной Черкесской Ассоциации 19 апреля 1999 года (исх. № 09-1100):

"По поручению Министра национальной политики Российской Федерации, а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации  П11-675 от 17.03.1999 года Миннац изучил обращение Испокома Международной Черкесской     Ассоциации о рассмотрении в Правительстве Российской Федерации  вопроса о признании черкесов  (адыгов и абазин) народом-изгнанником и сообщаем следующее.

К сожалению, отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы в Российской Федерации не позволяет в настоящее время рассматривать вопрос придания народам, пострадавшим в результате воин и конфликтов в различные периоды истории Российского государства, статуса народа-изгнанника.

Вместе с тем, сообщаем, что в связи с необходимостью решения проблемы соотечественников за рубежом Миннац России разрабатывает законопроект "О репатриации", предусматривающий правовые нормы возвращения соотечественников на свою историческую родину."

Исходя из этого, я думаю есть смысл Правительству РФ продолжить работу над этой темой.

Для того, чтобы определить статус по отношению к Черкесскому народу сегодня необходимо всего-навсего называть вещи своими именами существующих сейчас и очевидных фактов. И если нужно решать проблему, то эта проблема называется так: как остановить геноцид черкесского народа? Вот сама суть проблемы! Вот в чем вопрос! Как остановить уничтожение нации, уничтожение народа и ее культуры? Как сохранить уникальную этническую  культуру, которая создавалась тысячелетиями? Культуру человеческих взаимоотношений, культуру отношений человека к природе, что в принципе являются общечеловеческими ценностями?! Любая этническая  культура передается на языке народа, она закодирована в языке народа, потому в первую очередь нужно сохранять язык народа, чтобы сохранить культуру. А сохранение языка и культуры черкесского  народа это есть сохранение языка и культуры Российской Федерации, ибо мы как народ являемся частью России. Мы россияне! Собственно говоря, мы тем самым просим, чтобы Россия сохранила себя!

Как и все остальные народы России мы любим Россию, мы защищали и защищаем Россию. Но существуют проблемы в любимой нами России, и если мы патриоты России, то честно должны признавать наши проблемы.

В Карачаево-Черкесской Республике черкесский язык изучается в школе один час в неделю, т.е. 7 минут в сутки.  Продолжительность телевещания  на черкесском языке  в Карачаево-Черкесии составляет  7 мин в сутки.   Это есть равноправие с русским населением в Карачаево-Черкесии? Что нужно предпринять, чтобы объяснить, что за  7 минут   в сутки невозможно обучить ребенка родному языку, за 7 минут в сутки невозможно сохранить родной язык.

Прибалтийские страны не являются родиной русских, но тем не менее  Российская Федерация на уровне ООН поднимает вопросы связанные с сохранением русского языка в прибалтийских странах, где проживают русские. Но Российское государство не беспокоится о нас, черкесах, как о Российских соотечественниках в Турции, Иордании, Сирии, Эстонии,  и других странах, чтобы нашим соотечественникам помогли сохранить черкесский язык. Хотя обратите внимание, что в Иордании создана специальная школа на черкесском языке, в Эстонии государство выделяет денежные средства на обучение детей черкесов своему родному языку и сохранению этнической культуре. Россия же никогда не поднимала вопрос о черкесах ни в одной из стран мира. И здесь, на исторической родине, Федеративное государство Российское не уделяет должного внимания   сохранению родного языка, этнической культуры черкесов, как коренного населения. Но, повторяю,  ведь мы тоже россияне, мы тоже народ Российской Федерации.

Мы, черкесы Карачаево-Черкесии  не можем смотреть телевидение на черкесском (адыгском)  язык из КБР или Адыгеи. А черкесы, проживающие  в Курском районе Ставропольского края, в Успенском районе Краснодарского края, в Моздокском районе Северной Осетии-Алании вообще не могут смотреть никакое телевидение на родном черкесском языке, не могут обучать своих детей черкесскому языку в школах. Мы, черкесы на исторической родине в России,  разделены даже в эфирном пространстве, не говоря о целостности территориальной, и нам Российское государство не обеспечивает возможность нести свою культуру совместно всем народом. Это нарушение международных прав народа, как лиц, принадлежащих к этническим, религиозным, лингвистическим  меньшинствам в России.

У нас   нет возможности общаться с соотечественниками, с родственниками,  проживающими в изгнании, в других странах, потому что нет закона о двойном гражданстве со странами компактного проживания черкесов и Россией. Родственники не могут ездить друг к другу беспрепятственно, потому что трудно преодолеть процедуру получения виз.

Положение наших соотечественников за рубежом еще хуже, чем наше положение на исторической Родине, потому что они теряют еще быстрее язык и культуру, а кроме этого они уже потеряли еще и родную землю, землю, где похоронены их предки, землю, где тысячелетиями складывалась их этническая культура.  А это очень большая потеря для древнего народа, которая создала величайшую культуру любви к родной природе, высочайшую культуру охотоводства и садоводства, высочайшую культуру взаимоотношений человека с природой. Кстати, самый значительный вклад в мировую культуру было сделано черкесами именно в культуру взаимоотношений человека с природой.

Чья обязанность сохранение культуры народа в государстве? Я думаю, что это обязанность  Власти в этом государстве. Обязанность гаранта  Конституции  государства - Президента Российской Федерации в данном случае. И черкесы хотели бы обеспечения гарантий этих конституционных прав народа на своей исторической родине и прав наших соотечественников, Российских соотечественников-черкесов за пределами нашей Родины России.

Вот несколько рекомендаций по данной теме общественных слушаний:

  1. Внести в государственный реестр Российской Федерации одно этноназвание черкесского народа вместо названий субэтнических групп,  наличие которых усугубляют проблемы разденного народа;

  2. Правительству Российской Федерации и Законодательному Собранию РФ вернутся к вопросу придания черкесскому народу статуса "народа-изгнанника" и принять этот статус на законодательном уровне;

  3. Вернутся к вопросу о двойном гражданстве для черкесов, как разделенному народу  со странами их компактного проживания и Российской Федерацией;

  4. Создать на бюджетной основе Центры адаптации репатриантов -черкесов в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках,  в городе Сочи, Краснодаре, Моздокском районе Северной Осетии-Алании, Успенском районе Краснодарского края, Курском районе Ставрополского края, как в местах компактного проживания черкесов на исторической родине по примеру созданного в Республике Адыгея Центра (Дома) Адаптации  Репатирантов;

  5. Общественной Палате организовать помощь гражданскому обществу при разработке проектов сотрудничества российских общественных организации и общественных организаций наших соотечественников - черкесов, проживающих в других странах с привлечением к этой работе российских зарубежных центров культуры Министерства Иностранных Дел Российской Федерации и соответствующих консульств РФ в странах компактного проживания черкесов.

Обоснованием данных предложений могут послужить приложенные к настоящему докладу копии документов.

Александр Охтов
Президент Федеральной Национально-Культурной Автономии адыгов России
Академик АМАН.

Вернуться к списку документов

 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.