Меню Содержимое

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Андзор Кабард в программе "Кавказская политика" [аудио] Печать
13.02.2014 г.

Церемонию открытия 22-х Зимних Олимпийских Игр в Сочи 7 февраля смотрели по телевизору около 60% россиян – и до трех миллиардов жителей Земного шара. Черкесского компонента в церемонии открытия не было, но многонациональный характер современного российского государства был подчеркнут некоторыми элементами сценической презентации. В Олимпийском парке в Сочи начали работу Дом адыга и черкесский двор, представляющие культуру черкесского народа - коренного населения Черноморского побережья Кавказа. О том, насколько полно представлен черкесский компонент в культурной программе 22-й Зимней Олимпиады в Сочи, Иван Сухов беседует с черкесским активистом Андзором Кабардом и профессором Батербием Берсировым.

Автор и ведущий – Иван Сухов, обозреватель «Голоса России»

Гости в студии:

Кабард Андзор - черкесский активист

Берсиров Батербий – профессор Гуманитарного Научно-исследовательского института (Майкоп, Адыгея)

Иван Сухов: Открытию Сочинской Олимпиады предшествовала достаточно длительная дискуссия, которая велась на уровне правительственных чиновников и на уровне общественных организаций о том, станет ли Зимняя Олимпиада в Сочи портретом Северного Кавказа, который изменит в лучшую сторону имидж этого российского региона, или она будет максимально оторвана от всего северокавказского контекста, чтобы не вызывать у гостей Олимпиады и спортсменов никаких не нужных негативных ассоциаций. Праздник открытия, который, несомненно, удался организаторам как современное масштабное шоу, был максимально дистанцирован от северокавказской темы.

СПРАВКА: Церемонию открытия 22-х Зимних Олимпийских Игр в Сочи 7 февраля смотрели по телевизору около 60% россиян – и до трех миллиардов жителей Земного шара.

Историческая часть масштабного шоу, сопровождавшегося спецэффектами высочайшего класса, началась с ранней греческой колонизации земель, которые ныне входят в состав России – речь шла о событиях седьмого века до нашей эры и ранее. Черкесского компонента в церемонии открытия не было, но многонациональный характер современного российского государства был подчеркнут некоторыми элементами сценической презентации – в частности, выходом 180 артистов в стилизованных этнических костюмах всех населяющих Россию народностей. О коренных жителях окрестностей Сочи, принимающего Олимпиаду, упомянул только глава Международного Олимпийского комитета Томас Бах.

Иван Сухов: Вопрос презентации коренных сообществ – людей, которые жили на месте Сочи, сейчас принимающего 22-е Зимние Олимпийские игры зазвучал задолго до начала Олимпиады, почти сразу же после того как МОК в 2007 году принял решение о том, что именно этот регион Краснодарского края будет принимать Олимпиаду в 2014 году. До того, как этот регион вошел в состав Российской империи в начале второй половины 19-го столетия, формально он находился в составе Турции, но фактически здесь существовала социально-политическое образование, которое известно в истории под названием Черкесия.

Относительно заметный политический вес так называемому черкесскому вопросу придал в 2010 году грузинский парламент. Грузинские депутаты на полпути между решением МОК о проведении Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи и самим началом этой Олимпиады приняли резолюцию о том, что в Российской империи черкесские народы были подвергнуты геноциду. Никакие другие страны, кроме Грузии, этому примеру не последовали, но тем не менее, обсуждение черкесского вопроса получило достаточно высокую официальную презентацию. Российское руководство не могло не заметить этой дискуссии, которая несколько омрачала имидж очень важного для администрации Владимира Путина международного спортивного проекта. «Когда Россия демонстрирует какой-то позитив в развитии, то ясно, что появление дополнительных сильных игроков в целом вызывает некоторые опасения и в экономике, и в политике, и в сфере безопасности, - пояснил на днях президент РФ Владимир Путин. И попытки сдерживать Россию как инструмент использовался в том числе и черкесский фактор». Путин подчеркнул, что «знает отношение черкесов к России и к своей малой родине и сразу понял, что черкесский фактор не имеет никаких перспектив». Закрывая эту тему, он еще раз выразил благодарность старейшинам черкесских общин за их поведение в этой непростой ситуации.

СПРАВКА: В целом черкесский компонент учтен в культурной программе Игр. В районе Олимпийского парка, где в ходе строительства спортивных объектов было найдено и сохранено старинное кладбище, открыты так называемые Дом адыга и Черкесский двор. Это культурные центры, представляющие культуру коренных народов Западного Кавказа. Дом адыга посетили уже не менее 30 представителей черкесской диаспоры из-за рубежа – из Сирии, Палестины, Иордании, Германии, Израиля, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Вход в Дом адыга свободный, среди его посетителей также много адыгов из республик и регионов Северо-Кавказского и Южного федерального округов, отмечают сотрудники Дома. 9 февраля Дом адыга посетили губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и вице-премьер правительства России Дмитрий Козак. Адыгский дом – это собирательный образ адыгской культуры. Уже само название показывает, что здесь хозяином является адыг. На территории парка попытались создать частичку адыгского дома, адыгской семьи. Площадь Дома адыга составляет около 600 кв. метров. Она состоит из нескольких павильонов: музея адыгской культуры, концертно-выставочного зала, кунацкой, зала для переговоров. В павильоне музея представлены редкие и особо ценные вещи и предметы быта: серебряные и позолоченные украшения из курганов, захоронений, в частности, кольчуги, шлемы, перчатки, предметы золотого шитья. Часть экспонатов датируется 7-8 веками нашей эры и старше. В музее представлены несколько экспонатов, датируемых 1–2 веками до нашей эры. В выставочном зале Дома адыга размещена авторская коллекция костюмов художника-модельера Юрия Сташа "Белая Олимпиада", созданная на основе адыгского национального костюма.

Иван Сухов: У нас сегодня в гостях известный представитель черкесской общественности Андзор Кабард. Как вы считаете, вот этих усилий, направленных на создание культурных площадок в Олимпийском парке в Сочи достаточно для того, чтобы учесть черкесский компонент в этом большом событии?

Андзор Кабард: Я считаю, что недостаточно. Какую приблизительно долю от бюджета Олимпиады занимает трата на черкесский компонент?

Иван Сухов: Это же вопрос символов, а не стоимости. Кстати, пока непонятно, какое будущее у этого культурного центра. Может быть, он будет временной экспозицией на время Олимпиады, или он будет закрыт после того, как Олимпиада кончится. Речь идет скорее о символическом ряде. Очень многие из числа черкесской интеллигенции почувствовали себя реально оскорбленными тем игнорированием черкесского компонента, которое они увидели в церемонии открытия. Эта попытка создания музейного пространства как будто символически несколько искупает фигуру умолчания во время открытия. Достаточно ли этого? Вы высказывали такую точку зрения, что черкесских танцев, условно говоря, вообще в контексте открытия Олимпиады и не должно было быть, потому что это не совсем правильно отразилось бы на дальнейших взаимоотношениях черкесской общины с российским государством.

Андзор Кабард: Мне кажется, что на самом деле, Черкесский дом фактически полностью соответствует ожиданиям тому, как был бы представлен черкесский компонент. Это было ясно еще в конце прошлого года. Небольшое музейное пространство, какая-то экспозиция, может быть, пара ансамблей, которые показывают культурную программу, полное игнорирование в церемонии. В принципе, меня это нисколько не расстраивает. Потому что черкесский вопрос не сводится ни к протестам против Олимпиады, ни к представленности черкесов на церемониальной части этой Олимпиады. Более широкое представительство черкесов, большая включенность черкесского фактора в программу олимпийского церемониала, скорее всего, скрывала бы реальное состояние проблемы, как она есть на сегодняшний день.

Иван Сухов: Повод ли Олимпиада – обсуждать реальное состояние проблем на сегодняшний день? Любая Олимпиада – это все-таки общенациональная история, и выбор локации внутри страны – это уже второстепенный вопрос. Олимпиада – это большое международное событие, лицом которого в данном случае выступает Российская Федерация. Может, так и должно было происходить, что вопросы локального черкесского сюжета из общей презентационной программы исключены?

Андзор Кабард: Каждое сообщество людей живет своими мифами, символами и так далее. Для христиан очень важной точкой на планете является Иерусалим, если даже какой-то эмират был очень незначительный, являлся локальным сюжетом на карте мира на тот момент, все равно Иерусалим был важен. Для черкесов является такой точкой Сочи. Во-вторых, сложно сказать, как это видится из Москвы. Что касается нас, то нам казалось, что на этой территории вспомнить о том, что Сочи начался не в 1878 году, а упоминается с 17-го века, можно было бы. И ничем бы это церемонии не повредило. Хотя я не считаю ее особо важной.

Иван Сухов: Власти просто учли мировой опыт проведения подобных событий, ведь вопросы коренного населения так или иначе возникали и во время Олимпиады в Китае, в Канаде. Опыт уже на эту тему достаточно богатый. Никогда эти вещи не выносились на первый план, но упоминались.

Андзор Кабард: Конечно, наверняка, был учтен опыт предыдущих Олимпиад. Протест против Сочи – во многом эмоциональный изначально потом уже был включен более-менее прагматичные рамки, это часть более широкой проблемы. По существу, это резонатор, который позволил транслировать проблематику черкесского вопроса на мировое сообщество. Резонатор этот сработал. Поэтому в принципе это можно считать удачным моментом биографии черкесского движения.

Иван Сухов: Олимпиада с частичным решением относительно черкесского компонента может ли стать новой точкой отсчета во взаимоотношениях российского государства с черкесскими сообществами в России?

Андзор Кабард: Она уже стала новой точкой отсчета. Фактически таких реперных точек за последние 25 лет было не так много. Можно назвать войну в Абхазии, признание Абхазии Россией. Но, к сожалению, все они не реализованы. И мне кажется, что и сочинская Олимпиада – еще одна упущенная возможность.

Иван Сухов: Мы поинтересовались мнением профессора Майкопского гуманитарного научно-исследовательского института Батербия Берсирова о том, насколько полно представлен черкесский компонент в культурной программе 22-й Зимней Олимпиады в Сочи.

Батербий Берсиров: Конечно, открытие мы смотрели. Всю огромную Россию показать в 50-минутном полете невозможно. Многое из того, что составляет сущность России, не охвачено. Отсутствовал компонент Второй мировой войны, послевоенного строительства. Кавказ, насколько я понял, вообще не присутствует в этом полете. Кавказ это жемчужина России, Краснодарский край – богатейший край, и сам Сочи тоже присутствовали фрагментарно. Естественно, черкесский компонент тоже не представлен. Я знаю, там уже два Дома адыгов организованы. Туда приходит народ, танцует, поет. Я думаю, что те, кто пожелает познакомиться с этой культурой, будет иметь возможность. Мы знаем, что отсюда большие коллективы музыкальные, танцевальные поехали туда. Я думаю, те, кто захотят познакомиться с историей региона, с историей адыгов, вполне достаточно.

Иван Сухов: Как вам кажется, это достаточный уровень представительства культур коренного населения Черноморского побережья Кавказа, или что-то можно было сделать еще?

Батербий Берсиров: В самой преамбуле должен был быть какой-то компонент, как в Ванкувере было. Отсутствие местного колорита, исторического прошлого отмечают многие. А в самом процессе прохождения всех процедур два адыгских дома восполнят то, что не было в открытии.

Иван Сухов: Два культурных центра могут ли превратить Олимпиаду в Сочи в начало обновленного диалога между черкесским сообществом и российским государством?

Батербий Берсиров: Я думаю, сегодня большинство собеседников настроено на то, чтобы ни в коем случае не мешать самой процедуре Олимпийских игр, потому что это будет усложнять отношения между диаспорой и Россией. А для нас самое главное – сохранить диалог, чтобы можно было сотрудничать, помогать соотечественникам, изыскивать возможности для возвращения их на родину.

Полная версия доступна в аудиоформате


© Голос России

 

Комментарии 

 
+9 # Умахож 14.02.2014 23:58
Цитата:
Батербий Берсиров:
Я знаю, там уже два Дома адыгов организованы. Туда приходит народ, танцует, поет. Я думаю, что те, кто пожелает познакомиться с этой культурой, будет иметь возможность. Мы знаем, что отсюда большие коллективы музыкальные, танцевальные поехали туда.

Может они еще и гостей Черноморской рыбкой почивают?

Цитата:
Батербий Берсиров: Я думаю, те, кто захотят познакомиться с историей региона, с историей адыгов, вполне достаточно.

Интересно, а о том как во времена войны жгли Черкесские аулы,и о том как гибли Черкесы на пути в Турцию, так же ознакамливают гостей? Ведь это то же наша история.
 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »