Меню Содержимое
Главная [ новости ] arrow Поиск по сайту

Вход для пользователей






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
EnglishArabicFrenchGermanPortugueseRussianSpanishTurkish

Экспорт новостей

Реклама
Евгений Ибрагимов: "Нэмыс" и "Насып" неразделимы Печать
29.10.2008 г.

Известный режиссер - кукольник Евгений Ибрагимов ставит спектакли с черкесской тематикой на известнейших сценах мира. В октябре Евгений Ибрагимов был специально приглашён в Краснодарский краевой театр кукол для постановки черкесской сказки "Старик и волчица".Известный режиссер - кукольник Евгений Ибрагимов ставит спектакли с черкесской тематикой на известнейших сценах мира. В октябре Евгений Ибрагимов был специально приглашён в Краснодарский краевой театр кукол для постановки черкесской сказки "Старик и волчица". О красивейшем искусстве театра кукол и об уникальной культуре адыгов рассказывает сам мастер.

-   Евгений, почему именно "Старик и волчица"? Что за приём использовался в постановке этой сказки?

Я люблю эту сказку с детства. В ней есть великодушие и подлость, благодарность, лесть, и прощение, мудрость, юмор и мораль. В постановке использовался прием "примитивного театра" - это результат моей фольклорной экспедиции по черкесским аулам Карачаево-Черкесии. В этой сказке отображена атмосфера традиционного адыгского "джегу" с нашей музыкой, песнями и танцами. Сюжет такой: старик спасает от смерти Волчицу, спрятав ее от охотников в своем мешке. Но, как только опасность миновала, хищница собирается пообедать своим спасителем. В поисках справедливости Старик призывает всех героев представления быть судьями в их споре с Волчицей. Сказка "Старик и волчица" была моей дипломной работой. Дебют этой постановки произошёл в Абакане. Но это не единственная адыгская сказка, которую я поставил. В Красноярске я ставил сказку "Сказки старого аула". В Чехии в городе Чешские Будиёвицы 21 февраля состоится премьера спектакля «Было - не было» по мотивам адыгской сказки "Как старый кот обратился в Хаджи". Во Франции, Швеции, Италии, Египте, Чехии, Польше, Турции и др. мне посчастливилось поставить спектакль "Нэмыс". Это моно – спектакль, т.е. я в нём играю сам. Я поставил его в рамках мастер-класса на фестивале "Апостроф" в Праге в 2001 году. Это адыгская легенда о том, как Счастье покинуло одну достойную семью, но в виде компенсации предложило на выбор оставить им: землю, скот, богатые одежды, оружие. В семье не обошлось без спора, но в конечном итоге решили, что можно потерять всё, главное не потерять Нэмыс. Т.к. "Нэмыс" и "Насып" неразделимы.

Сюжет такой: старик спасает от смерти Волчицу, спрятав ее от охотников в своем мешке. Но, как только опасность миновала, хищница собирается пообедать своим спасителем. В поисках справедливости Старик призывает всех героев представления быть судьями в их споре с Волчицей.

-   Очень скоро сказку "Старик и Волчица" смогут увидеть поклонники Вашего творчества в Краснодаре. Довольны ли Вы этой работой? Когда состоится премьера?

-    Премьера состоится в ноябре. Художник, довольный своей работой – это абсурд. Но работать в Краснодаре мне было очень приятно, потому что у меня тут есть единомышленники. Это – художественный руководитель Краснодарского краевого театра кукол Мохов Константин Николаевич, вся актёрская труппа. Ну и конечно, большую роль сыграла поддержка председателя Адыгэ Хасэ г. Краснодара Азмета Схаляхо. Это очень достойный человек. С такими, как он, можно идти в разведку.

-   Куклы, с которыми Вы работаете, изготавливались каким-то особым способом?

-   В спектакле используются, так называемые, "безликие", тростевые куклы. Этот  спектакль воссоздаёт живую архаику прототеатра. Поэтому куклы похожи на музейные экспонаты. Такую куклу раньше можно было сделать за одну ночь из тыквы.

-   Означает ли это, что у наших предков существовала народная кукольная комедия?

-   Безусловно, существовала. Элементы первого адыгского кукольного театра можно найти в наших обрядах. Вспомните Хьэнцэгуашэ. И потом, общение адыгов с генуэзскими купцами не может не предполагать появления бродячих артистов на территории Древней Черкесии. Эта тема требует особого изучения.

-   Теоретики, пытаясь разобраться в явлении "кукольного театра", рассуждают об "идее марионеток" и об "искусстве играющих кукол". Есть и другое мнение, о том, что искусство кукольного театра – это "взрослый способ оставаться ребёнком". Что Вы думаете по этому поводу?

-   Моя профессия очень интересна и многогранна. Я тут не стал бы конкретизировать. Я считаю, очень важно, когда взрослый человек оставляет в себе способность мыслить метафорично. И потом любой счастливый взрослый человек должен оставлять за собой способность к творчеству.

-   С каким зрителем Вам интересней работать со взрослыми или с детьми?

-   С детской аудиторией я работаю очень осторожно. Моя цель чтобы после спектакля дети спросили у взрослых где - правда, а где - ложь. Мои спектакли направлены на тех, кто умеет думать.

- Евгений Ибрагимов – это ваш псевдоним?

-    Моя настоящая фамилия – Шавахов (Шауох). Отец – Леонид Ахмедович Шауох очень артистичный человек, любит шутить, весельчак, балагур. Очень хороший сказитель. Хотя, по профессии отец не был человеком искусства, он инженер, но он обладает большим даром убеждения и ораторскими способностями. Помню одну историю. Когда я был совсем мальчишкой, я попал в не совсем подходящую компанию. И в ней мне объяснили, что такое карты. Однажды я вернулся с улицы домой, и раздеваясь в коридоре, карты высыпались из моего кармана. Отец посмотрел на всё это, и ничего не говоря, завёл меня в комнату. Смотри – сказал он: "Вот где лежат все наши деньги. Вот тумбочка – здесь есть золотые украшения матери. Если вдруг тебе понадобится, - чтобы ты не врал мне". Моя мама Ряднова Надежда Романовна была очень красивой женщиной. Её украшения для меня имеют особый смысл. Она умерла, когда мне было 3 года.

-    Ваша первая профессия – актёр. Как получилось, что Вы стали режиссёром-кукольником?

-    Я 7 лет проработал в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре. Мой первый режиссер Хайдар Бареевич Гима закончил ГИТИС в 1945 году, это настоящий режиссер, я многому у него научился. В Санкт-петербургскую государственную академию театрального искусства я попал случайно. Готовился поступать на отделение драматической режиссуры, нужно было подождать год, но в декабре 1993 года известный педагог Николай Петрович Наумов набирал дополнительный курс режиссёров-кукольников. Всё произошло как в кино. Я был дома у друга Азамата Барануко. Мы сидели и играли в нарды. Вдруг ему позвонили и сказали, что на отделение кукольной режиссуры объявлен дополнительный набор. Я принял решение поступать.

-    С 1998 года Вы работали главным режиссером Хакасского театра кукол "Сказка". Каким был этот период?

-    Этот период был очень плодотворным в плане творчества. Я поставил в Хакассии спектакли: "Якоб Якобсон", "Athanatomania", "Старик и Волчица", "Калиф-Аист", "В гостях у Снежной королевы", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о золотом петушке", "Иуда Искариот. Предатель". Хакассия напоминала мою родину. Климат в Минусинской котловине почти, как у нас в Черкесии в районе аула Хабез.

-     Среди всех перечисленных спектаклей Вы называете постановку "Иуда Искариот. Предатель". По-вашему, образ Иуды достоин того, чтобы делать его центральным?

-    Дело в том, что я Иуду предателем не считаю. Всё было предопределено. Кто-то тогда должен был предать.

-    Своей постановкой вы даёте такой ответ на вопрос о предательстве?

-    Скорее ставлю ещё один вопрос. -    На каком языке Вы общаетесь с вашими актёрами заграницей?

-    Я владею английским, немножко французским. Но для постановки спектакля язык найдётся всегда. В Турции в моём спектакле "Фархад и Ширин" принимали участие три адыгские девушки – балерины знаменитого "Биюк театра" в Анкаре. Это была театральная постановка с элементами кукольного театра. Среди деятелей искусства в Турции очень много адыгов. В спектакле "Гамлет" Роберта Стуруа Офелию играла черкешенка.

-    Как, по-вашему, искусство космополитично или традиционно или, возможно, какое-то другое определение?

-    Искусство, безусловно, космополитично. Но никак нельзя забывать о культурной традиции. Традиции – это удивительная вещь. Очень жаль, что о них сегодня мало кто помнит.

-   С 2003-2006 годы Вы были художественным руководителем Абаканского международного этно-экологического фестиваля кукольных театров “Tchir Tchayaan”. Что означает словосочетание "этно-экологичесикй" театр?

-    Сегодня на нашей планете очень остро стоит экологическая проблема. Вымирают целые народы. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. И проблемы экологии – это не просто проблема использования аэрозолевых баллончиков. "Экос" - в переводе с латинского "дом". В моем понимании экология - это наука о внутренней чистоте и красоте. И вот экологи из Всемирного фонда защитников природы попросили меня создать спектакль на эту острую тему. Мой спектакль состоял из коротких миниатюр. Картины были примерно такими: сидят две куколки. Ночь в лесу, прекрасный пейзаж, он берёт гитару, они вдвоём поют красивую песню, солнышко встаёт. У палатки ружьё, на ветке убитый оленёнок, подвешенный кверху ногами, с его шеи капает кровь… Вот такие образы…Проблема экологии – это прежде всего проблема внутренней культуры человека. Одна из миниатюр в этом спектакле была о том, как раньше по окончанию войн черкесы отрывали у винтовки ствол и делали из неё свирель.

-    Кстати, к участию в этом фестивале я приглашал кукольный театр "Шоколад" из Адыгеи. Очень жаль, что они не смогли тогда приехать.

-   Сейчас Вы живёте и работаете в Эстонии. Что Вы можете сказать о знаменитом "эстонском темпераменте"?

-   Мне нравится работать в Эстонии. Эстонские актёры очень талантливы. В Таллине я поставил "Очень простую историю" — это драматическая вещь. Следующей постановкой была наша сказка "Старик и волчица". Конечно, эстонский темперамент очень сильно отличается от черкесского. Поэтому со своими актёрами я проводил своеобразные тренинги. Выводил их из медленного ритма. Я брал отдельные сцены и репетировал. Один день – это была 7-ая сцена, затем 1-ая. Так, мы собрали весь спектакль. Премьера "Старика и волчицы" проходила на "Ратушной площади" в Таллине. Но, интересно, что когда мы показывали эту сказку на фестивале в Петразаводске, зрители думали, что в спектакле играют настоящие черкесы.

-   С какими художниками Вы работаете?

-   Несколько лет назад агент Михаила Шемякина – Андрей Севбо предложил мне совместный проект с Михаилом Михайловичем по сказкам Гофмана. В ответ я предложил ему вместе поставить спектакль на адыгскую тематику. Пока эти проекты - на уровне идей. Я работаю с разными художниками, но скульптуру к своим постановкам я всегда делаю сам.

-   Тема Кавказа очень чётко звучит в политике в последнее время. Что, по-вашему, нужно для того, чтобы о Кавказе говорили не только в криминальных сводках? Что нужно, чтобы в мире заговорили о нашей уникальной культуре?

-   Меня всегда удивляет, когда в криминальных сводках говорят о "лицах кавказской национальности". Ведь преступники не имеют национальности. Почему тогда не говорить о том, что Юрий Темирканов, Михаил Шемякин, Валерий Гергиев и др. достойные люди тоже лица кавказской национальности? Почему бы тогда не говорить, о том, что большинство золотых медалей в последней Олимпиаде России принесли кавказцы? Кстати, я искренне радовался за адыгов Асланбека Хуштова и Алима Гаданова.

-   На адыгских сайтах можно прочитать разговоры на тему того, что надо что-то делать, чтобы возродить адыгагъэ и популяризовать нашу культуру. Это правильно, все об этом говорят. Я стараюсь. Старается и Михаил Михайлович Шемякин. Старается и Азмет Схаляхо, который недавно открыл в Краснодаре школу олимпийского резерва. Азмет уже воспитал 6 чемпионов мира. Многие понимают, что надо что-то делать, но на самом деле, "деятелей" не так много. В этом и беда. Нужно чтобы у нас было больше, таких людей как Азмет, которые не говорят много, а делают.

-    Где Вы познакомились с супругой?

-   В театре. Я тогда работал в Чехословакии. Дана была актрисой моей труппы. Моя жена чешка, но история у нас с ней была в классическом адыгском стиле. Мне пришлось её умыкнуть. Сегодня она с удовольствием готовит джэд-лыбжэ и другие наши национальные блюда. У нас с Даной двое детей. Дине 5 лет и Леуану – 1 год.

-   Изменилось ли отношение к профессии после рождения детей?

-   Конечно. Мои дети – это мои самые главные консультанты и эксперты.

-   Кто рассказывает на ночь сказки детям в вашей семье?

-   Я рассказываю. Последняя сказка, которую я рассказал Дине – это сказка про кабардинца и золотой. Жил был черкес, решил он отдать своего сына на воспитание кабардинскому другу, чтобы тот сделал из него человека. "Пусть мой сын у тебя поработает год, после чего, заплати ему один золотой и отправь домой" - попросил он. Но кабардинец пожалел парня и никакой работы ему не давал. Прожил сын у аталыка припеваючи, после чего ему подарили золотой и отправили домой. Встретил отец сына, обнял его и попросил показать золотой. Взял отец золотой в руки закинул далеко в реку. Ничего не сказал парень, даже не удивился. "Я просил своего друга, чтобы он нагружал тебя работой, а ты провалял дурака весь год!" - сказал он, "возвращайся к нему назад пусть он выполнит, то, что обещал". Вернулся парень к кабардинцу, и тот весь год нагружал его разной работой. Вставал парень с петухами, ложился с заходом солнца. Честно заработал свой золотой и вернулся к отцу. Когда же отец и на этот раз хотел выбросить золотой в реку, парень не выдержал и закричал "что ты делаешь, отец?". Так отец понял, что сын его знает цену деньгам. Вот такие у нас сказки. На каждый случай жизни.

-   Что должно способствовать тому, чтобы тонкая эмоциональная сфера души адыгского мужчины чаще находила свое творческое выражение в искусстве? Что Вас вдохновляет?

-   Меня вдохновляет утро. Очень важно, когда человек занимается своим делом. Я занимаюсь своим делом. Ведь сегодня около 90% людей занимаются не своим делом. Моя работа мне приносит радость.

Несколько лет назад агент Михаила Шемякина – Андрей Севбо предложил мне совместный проект с Михаилом Михайловичем по сказкам Гофмана. В ответ я предложил ему вместе поставить спектакль на адыгскую тематику. Пока эти проекты - на уровне идей. Я работаю с разными художниками, но скульптуру к своим постановкам я всегда делаю сам.

-   Михаил Шемякин открывает в Кабардино-балкарии музей изящных искусств. Есть ли у Вас какие-либо планы, связанные с Вашей родиной?

-   Планы есть. Недавно я вернулся из Страсбурга, участвовал в конференции под названием “L'Office National de Diffusion Artistique”. Тема конференции "Театр кукол в Восточной Европе до и после падения Берлинской стены". Я читал доклад на тему "Ситуация театров кукол в Восточной Европе". Во время конференции меня пригласили поставить черкесскую сказку в Страсбурге. Нас там ждут. В марте состоится фестиваль французских кукольников “Giboulees de la Marionnette”. Наш театр там тоже покажет черкесскую сказку. Сейчас ведём переговоры насчёт её постановки во французском театре “Teatre National Jeuen Publiqe”. Ещё одна идея – очень рады были бы провести "Дни адыгской культуры в Эстонии". В Эстонии живут порядка шестидесяти адыгских семей: Алборовы, Куджевы, Джанаевы, Гусовы, Шовгеновы, Шибзуховы, Цекакибзовы, Мацовы, Цавкиловы. Тхьэм жиIэмэ, у нас всё получится. Если вдруг у кого-либо появятся предложения или новые проекты, с удовольствием приму в них участие.

Саида Панеш
Краснодар

© eLot.ru

 

Комментарии 

 
+2 # Giabaggy 30.10.2008 16:37
Он очень похож на меня.)))
Я в шоке.(((

С уважением
Giabaggy
 
 
+3 # LI 30.10.2008 20:32
По больше бы таких черкессов как Ибрагим!

Giabaggy,может ты и похож на него лицом,но не характером))))) )
 
 
+5 # группа поклонников 04.11.2008 15:58
Желаем огромной удачи Евгению Ибрагимову! Счастья и добра!
 
 
+3 # Н 05.11.2008 19:44
Присоединяемся к добрым словам группы поклонников!
 
 
+3 # mood_ness@hotmail.com 15.11.2008 00:35
wish i could read this ...i am interested in puppetry...
 
 
+3 # пресса 12.12.2008 23:34
Mood, sorry, I just saw it. It is a pleasure for me that you are interested in our culture. I shall translate this article for you.
 
 
+3 # maran09 24.03.2013 02:12
очень порядочный человек я у него снимал квартиру в черкесске салам Жека!
 

Для добавления своего комментария Вам надо зарегистрироваться и авторизоваться.

« Пред.   След. »